21 мая 2010 года исполнится 146 лет с того дня, как в 1864 году, в глухом урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне - горнолыжный курорт Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов – Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю. Принимал парад родной брат императора Александра Второго - Великий князь Михаил.
Война России с Черкесией длилась 101 год, с 1763 по 1864 годы
В результате этой войны Российская Империя потеряла свыше миллиона здоровых мужчин; уничтожила Черкесию – своего давнего союзника на Кавказе, приобретя взамен слабое Закавказье и эфемерные планы по покорению Персии и Индии.
В результате этой войны древняя страна – Черкесия исчезла с карты мира, черкесский (адыгский) народ - давний союзник России, подвергся геноциду - потерял 9/10 своей территории, свыше 90% населения, был рассеян по всему миру, понес невосполнимые физические и культурные потери.
В настоящее время черкесы имеют самую большую в мире относительную диаспору - около 90% народа проживают вне пределов исторической Родины. Из народов современной России черкесская диаспора занимает второе место в мире после русской.
Все исследователи признают, что АНАЛОГОВ ЧЕРКЕССКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ !
За время войны с Черкесией на русском троне сменилось пять императоров; Российская Империя разгромила Наполеона, захватила Польшу, Крымское ханство, Прибалтику, Финляндию, присоединила Закавказье, выиграла четыре войны с Турцией, нанесла поражение Персии (Ирану), разгромила чечено-дагестанский имамат Шамиля, взяв его в плен, но не могла покорить Черкесию. Покорить Черкесию стало возможным только одним путем – изгнав ее население. На войну на Кавказе, по свидетельству генерала Головина, уходила шестая часть доходов огромной империи. При этом основная часть кавказской армии воевала против Черкесии.
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕСИИ
Черкесия занимала основную часть Кавказа – от побережья Черного и Азовского морей до степей современного Дагестана. В средние века территория Кабарды доходила до Каспийского моря.
Восточная Черкесия (Кабарда) занимала территории современных Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, южной части Ставропольского края, всю равнинную часть Северной Осетии, Ингушетии и Чечни, топонимика которых до сих пор сохранила многие адыгские названия (Малгобек, Пседах, Аргун, Беслан, Гудермес и т.д.). В зависимости от Кабарды находились абазины, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши и чеченские общества.
Западная Черкесия занимала территорию современного Краснодарского края. Позднее к северу от Кубани расселились татарские племена.
В то время население Восточной Черкесии (Кабарды) оценивалось в 400 – 500 тысяч человек. Западная Черкесия, по разным оценкам, насчитывала свыше 2 млн. человек.
Черкесия на протяжении столетий жила под угрозами внешних вторжений. Для обеспечения своей безопасности и выживания был только один выход – черкесы должны были превратиться в нацию воинов.
Поэтому весь образ жизни черкесов стал в высшей степени милитаризирован. Они выработали и довели до совершенства искусство ведения войны, как конной, так и пешей.
Столетия проходили в состоянии перманентной войны, поэтому война, даже с очень сильным противником, не считалась в Черкесии чем-то особенным. Внутренняя структура черкесского общества гарантировала независимость страны. В Стране Адыгов существовали особые классы общества – пши и уорки. Во многих областях Черкесии (Кабарде, Бесленее, Кемиргое, Бжедугии и Хатукае) уорки составляли почти треть населения. Их исключительным занятием была война и подготовка к войне. Для подготовки воинов и совершенствования военных навыков существовал особый институт «зек1уэ» («наездничество»). И в мирное время отряды уорков численностью от нескольких человек до нескольких тысяч, совершали дальние походы.
Ни у кого из народов мира военная культура не была доведена до такой полноты и совершенства, как у черкесов.
Во времена Тамерлана черкесские уорки совершали набеги даже на Самарканд и Бухару. Постоянным набегам подвергались и соседи, особенно богатые Крымское и Астраханское ханства. «…Охотнее всего черкесы совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить татарские селения, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу татар». «Одно могу похвалить в черкесах, – писал астраханский губернатор Петру Первому, – что все они – такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот».
Крымская знать стремились воспитывать своих сыновей в Черкесии. «Их страна является школой для татар, у которых каждый мужчина, который не обучался военному делу и хорошим манерам в Черкесии, считается «тентеком», т.е. ничтожным человеком».
«Ханских детей мужского пола отправляют на Кавказ, откуда они возвращаются в родительский дом уже парнями».
«Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называют их «черкес спага», что означает благородный, конный воин».
«Черкесы всегда изобретают что-либо новое в своих манерах или оружии, в которых окружающие народы подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами Кавказа».
Русский царь Иван Грозный в поисках союзников против Крымского ханства мог рассчитывать только на Черкесию. И Черкесия искала союзника в своей борьбе с Крымским ханством. Заключенный между Россией и Черкесией военно-политический союз 1557 года оказался очень успешным и плодотворным для обеих сторон. В 1561 году он был подкреплен браком между Иваном Грозным и кабардинской княжной Гуашаней (Марией). Кабардинские князья жили в Москве под именем князей Черкасских, и имели огромное влияние. (Места их первоначального проживания напротив Кремля и сейчас называются Большим и Малым Черкасскими переулками). Черкесом был первый российский генералиссимус. В «смутное время» рассматривался вопрос о кандидатуре князя Черкасского на российский престол. Первый царь в династии Романовых – Михаил, был племянником Черкасских. Черкасские и Романовы имели общую усыпальницу. Во многих походах и войнах России участвовала конница ее стратегического союзника – Черкесии.
Черкесия исторгала из себя огромное количество воинов не только в Россию. География военного отходничества Черкесии обширна и включает в себя страны от Балтики до Северной Африки. В литературе широко освещено черкесское военное отходничество в Польшу, Россию, Египет, Турцию. Все сказанное в полной мере относится и к родственной Черкесии стране – Абхазии. В Польше и Османской империи черкесы пользовались большим влиянием в высших эшелонах власти. Несколько столетий Египтом (Египет, Палестина, Сирия, часть Сауд. Аравии) правили черкесские султаны.
ЧЕРКЕССКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
В Черкесии, ведшей войны на протяжении столетий, выработалась так называемая «Культура войны». Можно ли сочетать понятие «война» и «культура»?
Война – таков был постоянный внешний фон, на котором развивался черкесский народ. Но, чтобы и на войне оставаться людьми, следовать правилам черкесского этикета «Уорк Хабзэ», было выработано много норм, регулирующих отношения людей во время войны. Вот некоторые из них:
1). Добыча не являлась самоцелью, а была лишь ЗНАКОМ, СИМВОЛОМ воинской доблести. В народе осуждалось, чтобы уорки были богатыми, имели предметы роскоши, за исключением оружия. Поэтому по «Уорк Хабзэ» добычу следовало отдать другим. Приобретать ее без боя считалось зазорным, в силу чего наездники всегда искали возможности военного столкновения.
2). При военных действиях считалось категорически недопустимым совершать поджог жилищ или посевов, особенно хлеба, даже у врагов. Вот как описывает нападение кабардинцев декабрист А.А.Бестужев-Марлинский, воевавший на Кавказе: «Кроме добычи, множество пленных и пленниц было наградой отваги. Кабардинцы вторгались в дома, уносили что поценнее или что второпях попадало под руку, но не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем трогать труд божий и труд человека», – говорили они, и это правило горского разбойника, не ужасающегося никаким злодейством, – есть доблесть, которою могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они ее имели».
Действия российской армии в Русско-Черкесской войне 1763-1864 г.г. никак не укладывались в это представление о войне, но, тем не менее, даже в ущерб себе, черкесы стремились быть верными своим представлениям. И.Дроздов, очевидец и участник войны на Кавказе, писал в связи с этим: «Рыцарский образ ведения войны, постоянные открытые встречи, сбор большими массами – ускорили окончание войны».
3). Считалось недопустимым оставлять на поле боя тела погибших товарищей. Д.А.Лонгворт писал по этому поводу: «В характере черкесов нет, пожалуй, черты, более заслуживающей восхищения, чем забота о павших – о бедных останках мертвого, который уже не может чувствовать заботы. Если кто-либо из соотечественников пал в бою, множество черкесов несется к тому месту за тем, чтобы вынести его тело, и героическая битва, которая за тем следует, … зачастую влечет за собой ужасающие последствия…»
4). Большим позором в Черкесии считалось попасть живым в руки врага. Русские офицеры, воевавшие в Черкесии, отмечали, что очень редко удавалось брать черкесов в плен. Часто смерть предпочитали плену даже женщины в окруженных деревнях.
Иоганн фон Бларамберг отмечал: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, никогда не сдаваясь в плен».
Начальник Кавказской линии генерал-майор К.Ф. Сталь писал: «Сдаться военнопленным есть верх бесславия и потому никогда не случалось, чтобы вооруженный воин сдался в плен. Потеряв лошадь, он будет сражаться с таким ожесточением, что заставит, наконец, убить себя».
«Видя отрезанными все пути к спасению, – свидетельствовал российский офицер Торнау, – они убивали своих лошадей, за телами их залегали с винтовкою на присошке, и отстреливались, пока было возможно; выпустив последний заряд, ломали ружья и шашки и встречали смерть с кинжалом в руках, зная, что с этим оружием их нельзя захватить живыми». (Ружья и шашки ломали для того, чтобы они не достались врагу).
ЧЕРКЕССКАЯ ТАКТИКА ВОЙНЫ
Украинский ученый-кавказовед начала ХХ века В.Гатцук дал точную характеристику войне Черкесии за независимость: «они много лет успешно боролись за свою родину и свободу; много раз высылали свои конные ополчения в Дагестан на помощь Шамилю, и силы их сломились перед огромным численным превосходством русских войск».
Военная культура Черкесии пребывала на очень высоком уровне.
Для успешной борьбы с черкесами российская армия вынуждена была перенять все ее элементы – от вооружения (шашки и черкесские сабли, кинжалы, черкесские седла, черкесские лошади) и формы одежды (черкеска, бурка, папаха, газыри и т.д.) до приемов ведения боя. При этом заимствование было не вопросом моды, а вопросом выживания. Однако чтобы сравняться по боевым качествам с черкесской конницей, надо было перенять всю систему подготовки воина в Черкесии, а это было невозможно.
«С первого раза казачья конница должна была уступить коннице черкесской, – писал генерал-майор И.Д. Попко, – и потом никогда уже не была в состоянии взять над ней преимущество, ни даже поравняться с нею».
В литературе, воспоминаниях очевидцев приведено много свидетельств ведения боя черкесами.
«Всадники нападали на врага с плетьми в руках и только в двадцати шагах от него выхватывали ружья, стреляли один раз, закидывали их за плечи и, обнажив шашку, наносили страшный удар, который почти всегда был смертельным». Промахнуться с расстояния в двадцать шагов было невозможно. Казаки, переняв шашки, скакали, подняв их вверх, напрасно утруждая руку, и лишая себя возможности сделать выстрел. В руках нападающего черкеса была только плеть, которой он разгонял лошадь.
«Черкесский воин спрыгивает со своего седла на землю, бросает кинжал в грудь лошади врага, снова прыгает в седло; затем становится прямо, ударяет своего противника … и все это в то время, как его лошадь продолжает полный галоп».
Для того чтобы расстроить ряды неприятеля, черкесы начинали отступать. Как только ряды неприятеля, увлеченного преследованием, расстраивались, черкесы бросались на него в шашки. Этот прием назывался «Шу к1апсэ». Такие контратаки отличались такой стремительностью и натиском, что, по свидетельству Э. Спенсера, противника «буквально разносят на клочья в течение нескольких минут».
Сколь быстры и неожиданны были подобные контратаки, настолько же быстро происходил отход. Тот же Спенсер писал, что «их манера борьбы в том, чтобы после неистовой атаки исчезнуть, подобно молнии, в лесах...». Преследовать их в лесу было бесполезно: как только неприятель поворачивал в сторону, откуда шел наиболее интенсивный обстрел или произошло нападение, они тут же исчезали и начинали обстрел совершенно с другой стороны.
Один из русских офицеров отмечал: «Та местность такая, что бой вспыхнет на поляне, а кончится в лесу и овраге. Тот неприятель таков, что если хочет биться, невозможно против него устоять, а если не хочет, невозможно его настигнуть».
Черкесы нападали на врагов с боевыми кличами «Еуэ» и «Маржэ». Польский доброволец Теофил Лапинский писал: «Русские солдаты, поседевшие на войне с горцами, рассказывали, что этот ужасный крик, повторяемый тысячным эхом в лесу и горах, вблизи и вдали, спереди и сзади, справа и слева, пронизывает до мозга костей и производит на войска впечатление более страшное, чем свист пуль».
Кратко и емко описал эту тактику М.Ю.Лермонтов, воевавший на Кавказе:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут.
Они как тень, как дымное видение,
И далеко и близко в то ж мгновение.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВОЙНА: КАВКАЗСКАЯ, РУССКО-КАВКАЗСКАЯ
ИЛИ РУССКО-ЧЕРКЕССКАЯ ?
В российской истории «Кавказской войной» называется война, которую Россия вела на Кавказе в 19 веке. Удивительно, что временной интервал этой войны исчисляется с 1817-1864 г.г. Странным образом куда-то исчезли с 1763 по 1817 годы. За это время была в основном покорена Восточная часть Черкесии – Кабарда. Вопрос о том, как называть войну российским историкам, и как исчислять ее хронологию – суверенное дело российской исторической науки. Она может называть «Кавказской» войну, которую Россия вела на Кавказе и произвольно исчислять ее длительность.
Многие историки правильно замечали, что в названии «Кавказская» война совершенно непонятно, кто с кем воевал – то ли народы Кавказа между собой, то ли что еще. Тогда вместо неопределенного термина «Кавказская» война некоторые ученые предложили термин «Русско-кавказская» война 1763-1864 г.г. Это немного лучше, чем «Кавказская» война, но тоже некорректно.
Во-первых, из народов Кавказа против Российской империи воевали только Черкесия, Чечня и Горный Дагестан. Во-вторых, «Русско-» отражает НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. «Кавказская» - отражает ГЕОГРАФИЮ. Если использовать термин «Русско-кавказская» война, то это означает, что русские воевали с Кавказским хребтом. Это неприемлемо.
Черкесские историки должны писать историю с точки зрения черкесского народа. В другом случае это будет что угодно, но только не национальная история.
Россия начала военные действия против черкесов в 1763 году, построив в центре Кабарды крепость Моздок. Война России с черкесами закончилась 21 мая 1864 года. Войну России с Черкесией правильно называть Русско-Черкесской, а ее временной интервал с 1763 по 1864 годы.
Не игнорирует ли такое название войны Чечню и Дагестан?
Во-первых, Черкесия, и чечено-дагестанский имамат не выступали единым фронтом против экспансии Российской Империи.
Во-вторых, если чечено-дагестанский имамат вел борьбу под религиозными лозунгами, то Черкесия, никогда не отличавшаяся религиозным фанатизмом, воевала за национальную независимость – «проповедь мюридизма…не имела большого влияния на людей, оставшихся до сих пор мусульманами только по имени», – писал генерал Р. Фадеев о черкесах (Адыгах).
В-третьих, никакой конкретной поддержки от чечено-дагестанского имамата Черкесия не получала.
Таким образом, с чечено-дагестанским имаматом в той войне черкесов (Адыгов) объединяло только географическое соседство. Попытка Шамиля придти в Кабарду была предпринята через несколько лет после покорения последней. Сокращение численности Кабарды от 500 тысяч до 35 тысяч человек делало фактически невозможным дальнейшее сопротивление.
Часто можно услышать, что Черкесию и чечено-дагестанский имамат объединяло наличие общего противника. Но вот не полный перечень сторон, с которыми воевала Российская Империя за время войны с Черкесией: Франция, Польша, Крымское ханство, четыре раза с Турция, Персия (Иран), чечено-дагестанским имаматом. Тогда их всех тоже придется учитывать в названии войны.
Название «Русско-Черкесская война» не включает в себя действия в чечено-дагестанском имамате или в других регионах. Русско-Черкесской войной называется война Российской Империи против Черкесии. У черкесов эта война называется «Урыс-Адыгэ зауэ», буквально: «Русско-Черкесская война». Именно так наш народ и должен ее называть. Черкесы вели войну НЕЗАВИСИМО НИ ОТ КОГО. Страна Адыгов вела войну НЕ ПОЛУЧАЯ ПОМОЩИ НИ ОТ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА В МИРЕ. Наоборот, Россия и черкесский «союзник» Турция неоднократно вступали в сговор между собой, использовали мусульманское духовенство Черкесии для реализации единственного способа завоевать нашу страну – изгнать ее население. Завоевание Страны Адыгов продолжалось с 1763 по 1864 годы - "Кавказская" война началась в Черкесии и закончилась в Черкесии.
НАЧАЛО ВОЙНЫ
В чем же причина начала войны между давними союзниками – Россией и Черкесией? К середине XVIII территориальная экспансия Российской империи докатилась до Кавказа. С добровольным присоединением к России слабых закавказских территорий (так называемой «Грузии», т.е. «царств» Картли-Кахети, Имерети и т.д.), ситуация усугубилась – Кавказ оказался барьером между Россией и ее закавказскими владениями.
Во второй половине 18 века Российская империя перешла к активным военным действиям по завоеванию Кавказа. Это сделало неизбежной войну с доминирующей страной Кавказа – Черкесией. Она много лет была последовательным и надежным союзником России, но никому не могла уступить свою независимость. Таким образом, черкесам – народу воинов, предстояло столкновение с сильнейшей империей мира.
КРАТКИЙ ОЧЕРК ПОКОРЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ЧЕРКЕСИИ (КАБАРДЫ)
Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии – Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. Кроме того, влияние Кабарды на остальные народы Кавказа было огромным. Абазины, карачаевцы, балкарские общества, осетины, ингуши и чеченцы находились в культурной и политической зависимости от кабардинских князей. Служивший на Кавказе генерал-майор В.Д. Попко писал, что «мужицкая Чечня, как могла, следовала правилам этикета рыцарской Кабарды». По словам российского историка В.А.Потто, автора пятитомной монографии «Кавказская война» «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза «он одет…», или «он ездит как кабардинец» звучала величайшей похвалой в устах соседних народов».
Покорив Кабарду, российское командование рассчитывало захватить стратегический путь в Закавказье, которое контролировалось кабардинскими князьями. Покорение Кабарды, кроме того, что давало контроль над Центральным Кавказом, должно было оказать воздействие на все народы Кавказа, особенно на Западную (Закубанскую) Черкесию. После покорения Кабарды Кавказ делился на два изолированных района – Западную Черкесию и Дагестан.
В 1763 году, на кабардинской территории, в урочище Моздок (Мэздэгу – «Глухой лес»), без всякого согласования с Кабардой, была построена одноименная крепость. На требование срыть крепость Россия ответила категорическим отказом, перебросив в район конфликта дополнительные вооруженные силы. Открытая демонстрация агрессии со стороны России быстро объединила всю Кабарду. Участвовать в сражениях прибывали и уорки Западной Черкесии. Российский историк В.А. Потто писал: «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…».
Генералы применяли тактику выжженной земли, вытаптывали посевы, угоняли скот. Селения сжигались сотнями. Российское командование разжигало классовую борьбу в Кабарде, принимая у себя беглых крестьян и подстрекая их выступать против владетелей, выставляя себя защитником угнетенных классов. (В самой Российской империи, называемой «жандармом Европы», возглавляемой одним из самых одиозных и свирепых императоров – Николаем Первым, никто не думал о русских крестьянах). Кроме того, соседним народам было объявлено, что после победы над Кабардой, им будут выделены равнинные земли за счет Кабарды, и они избавятся от зависимости от кабардинских князей. В результате «кавказские народы с радостью наблюдали за ослаблением кабардинцев».
В ходе войны все кабардинские селения, находившиеся в районе Кавказских Минеральных Вод и Пятигорья были уничтожены, остатки переселены за р. Малка, а на «освободившейся» территории были возведены новые крепости, в том числе и укрепление Константиногорское (Пятигорск). В 1801 году в урочище Нартсана («напиток нартов», в русской транскрипции – нарзан) была заложена крепость Кислые Воды (Кисловодск), перерезавшая дороги в Западную Черкесию. Кабарда была окончательно отрезана от остальной Черкесии. Большим ударом по Кабарде была эпидемия чумы (по-черкесски «емынэ уз») в начале 19-го века. Длительная война, способствовала распространению эпидемии. В результате население Кабарды сократилось в 10 раз – с 500 тысяч человек до 35 тысяч.
По этому поводу российские генералы с удовлетворением отмечали, что теперь обезлюдевшая Кабарда не может в полной мере использовать свое страшное оружие – стремительные удары многотысячной конницы. Однако сопротивление продолжалось. На реке Кумбалей (Камбилеевка, которая сейчас находится на территории современной Северной Осетии и Ингушетии) состоялось грандиозное сражение, в котором Кабарда потерпела поражение. Именно к этому периоду относится пословица «Емынэм къелар Къумбалейм ихьа» («Кто спасся от чумы, того унес Кумбалей»). Горные кабардинские селения выносились на плоскость, линия крепостей отрезала их от гор, которые всегда были оплотом при отражении неприятеля. Одной из таких крепостей стала крепость Нальчик. В 1822 году в ослабленную Кабарду совершил поход генерал Ермолов. Многие князья и уорки, с боями отступая по Баксанскому ущелью, ушли в Западную Черкесию продолжать сопротивление, образовав там аулы «беглых кабардинцев». Многие ушли в Чечню, где и до сегодняшнего дня существует множество черкесских фамилий и тейпов.
Таким образом, Кабарда в течение 60 лет была окончательно покорена. Ее территория сократилась в 5 раз, а население от 500 тысяч человек до 35 тысяч.
Некоторые осетинские, ингушские общества и татарские общества (совр. балкарцы), по мере освобождения от кабардинской зависимости, принесли присягу России. Карачай был присоединен в ходе однодневного сражения 30 октября 1828 года.
На опустевшую землю Малой Кабарды (плоскость современной Чечни, Ингушетии, Осетии) с гор были переселены чеченцы и ингуши. Равнинные кабардинские земли передавались выселяемым с гор осетинам, карачаевцам и горским обществам (балкарцам).
Покорение Восточной Черкесии (Кабарды) почти не вызывало протеста со стороны других государств. С 1774 года они считали Кабарду частью Российской империи. Но территория Западной Черкесии частью Империи не считалась.
НАЧАЛО ВОЙНЫ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ
В 1829 году Российская империя, используя дипломатические трюки, объявила себя «хозяином» Западной Черкесии в глазах международного сообщества.
Еще задолго до этих событий Османская Империя делала попытки установить свой контроль над Черкесией. Это делалось и через Крымское Ханство, и через попытки распространения мусульманской религии в Черкесии. Военное столкновение между турецкими войсками и черкесами было только один раз – при попытке высадить десант на черкесском берегу Черного моря и основать крепость. Десант был уничтожен стремительным ударом черкесской конницы. После этого, османские власти стали вести переговоры и, договорившись с местными князьями Натухая (исторической области Черкесии – современные Анапский, Новороссийский, Крымский, Геленджикский и Абинский районы Краснодарского края), возвели крепости Анапа и Суджук-кале (Цемез, совр. Новороссийск). Заверения турок о приведении в подданство черкесов нисколько не соответствовали действительности.
«Черкесы за вознаграждение еще терпели на своей территории османов, но не допускали, а вернее, безжалостно колотили их при всякой попытке вмешательства в свои дела». На своих картах, выдавая желаемое за действительное, турки рисовали Черкесию включенной в состав Османской империи. Россию это вполне устраивало. Победив в очередной русско-турецкой войне, она заключила Андрианопольский мир, по условиям которого Турция «уступала» России Черкесию, признав ее «в вечном владении Российской империи». Таким образом «весь дипломатический корпус Европы оказался перехитренным московской хитростью».
Как справедливо отмечал основоположник коммунизма Карл Маркс, «Турция не могла уступить России то, чем не владела сама». Он же подчеркивал, что это прекрасно известно России: «Черкесия всегда была настолько независима от Турции, что в то время, как в Анапе находился турецкий паша, Россия заключала соглашение о прибрежной торговле с черкесскими вождями». Для выяснения отношений с Турцией в Стамбул была направлена черкесская делегация. Турецкое правительство предложило адыгам признать турецкое подданство и принять ислам, что было категорически отвергнуто.
Развязав себе руки в международном плане, Россия прекрасно понимала, что Андрианопольский мир был «только буквою, которую черкесы не хотели знать», и что «принудить их к покорности можно только оружием».
В 1830 году боевые действия против Западной (Закубанской) Черкесии были резко активизированы. Адыги направили делегацию к военному командованию на переговоры. Им было заявлено, что Черкесия и ее жители переданы их хозяином – турецким султаном, России. Черкесы отвечали: «Турция никогда не завоевывала наши земли силой оружия и никогда не покупала их за золото. Как она может дарить то, что ей не принадлежит?» Один из адыгских старейшин образно объяснил, как Турция «подарила» Черкесию России. Указывая генералу на птичку, сидевшую на дереве, он сказал: «Генерал! Ты хороший человек. Я дарю тебе эту птичку – она твоя!».
В «Меморандуме союза западночеркесских племен», направленном российскому императору, говорилось: «Нас четыре миллиона и мы едины от Анапы до Карачая. Эти земли принадлежат нам: мы их унаследовали от наших предков и стремление удержать их в нашей власти и является причиной долгой вражды с вами... Будьте к нам справедливы и не разоряйте нашего имущества, не проливайте нашу кровь, если вас на это не вызывают... Вы вводите в заблуждение весь мир, распространяя слухи, что мы дикий народ и под этим предлогом вы ведете войну с нами; между тем мы такие же человеческие существа, как и вы... Не стремитесь проливать нашу кровь, так как МЫ РЕШИЛИ ЗАЩИЩАТЬ НАШУ СТРАНУ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КРАЙНОСТИ…»
В Западной Черкесии российские генералы также применяли тактику выжженной земли, уничтожали посевы, угоняли скот, обрекая население на голодную смерть. Селения сжигали сотнями, уничтожая не успевших скрыться жителей. Широко известным стал позорный курган генерала Засса с человеческими головами, сооруженный для устрашения окрестных черкесских деревень. Такие действия генерала даже вызвали возмущение самого императора. Подобные методы ведения войны приводили к жертвам среди мирного населения, но в военном плане российское командование терпело сокрушительные поражения.
Целые карательные армии буквально исчезали в Черкесии. Русские цари устроили в Черкесии настоящую бойню не только для черкесов, но и для своей армии. «Потери русской армии в Черкесии, – писал в 1840 году британский офицер Джеймс Камерон, очевидец тех событий, – представляют ужасающую картину человеческого жертвоприношения».
БЛОКАДА ЧЕРКЕССКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГО МОРЯ
Для блокады черноморского побережья Черкесии на черкесском берегу Черного моря от Анапы до Адлера была возведена так называемая черноморская береговая линия, состоявшая из множества крепостей. Картина И.К. Айвазовского «Десант в Субаши» запечатлела обстрел кораблями Черноморского флота побережья и высадку десанта в устье реки Шахе, в Шапсугии (исторической области Черкесии – современные Туапсинский район и Лазаревский район Сочи. Там был основан форт Головинский (названный так в честь генерала Головина). Это укрепление входило в черноморскую береговую линию, основанную в 1838 году с целью блокировать черноморское побережье Черкесии.
Адыги неоднократно уничтожали крепости этой линии. Так, 19 февраля 1840 года черкесы захватили и разрушили крепость Лазаревск; 12 марта – Вельяминовск (черкесское название – Туапсе); 2 апреля – Михайловск; 17 апреля – Николаевск; 6 мая – Навагинск (черкесское название – Сочи). При взятии черкесами Михайловской крепости солдат Архип Осипов взорвал пороховой погреб. В «честь» этого события крепость Михайловская была переименована в Архипо-Осиповку.
Начальник черноморской береговой линии генерал Н.Н.Раевский - друг А.С.Пушкина, в знак протеста против политики самодержавия в Черкесии подал прошение об отставке на имя военного министра графа Чернышева: «Я первый и по сие время один восстал против пагубной политики военных действий на Кавказе, и от этого вынужден покинуть край. Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия завоевания Америки испанцами, но я не вижу здесь ни подвигов геройства, ни успехов завоеваний…».
БОРЬБА НА МОРЕ
Упорная борьба шла не только на суше, но и на море. С давних времен приморские черкесы (натухайцы, шапсуги, убыхи) и абхазы были отличными мореходами. Еще Страбон упоминал об адыго-абхазском пиратстве; в средние века оно достигло громадного размаха.
Галеры черкесов были небольшими, маневренными; их можно было легко прятать. «Эти суда плоскодонные, управляются от 18 до 24 гребцами. Иногда строят суда, вмещающие от 40 до 80 человек, которые управляются, помимо гребцов, угловым парусом».
Очевидцы отмечали высокую подвижность, большую скорость и неприметность черкесских кораблей, что делало их чрезвычайно удобными для пиратства. Иногда суда вооружались пушками. Владетельные князья Абхазии уже в 17 веке производили огромные галеры, вмещавшие 300 человек.
С началом войны с Россией черкесы весьма эффективно использовали свой флот. Громоздкие российские корабли полностью зависели от ветра и не обладали высокой маневренностью, что делало их уязвимыми перед черкесскими галерами. Черкесские мореходы на крупных галерах с экипажами в 100 и более человек вступали в сражения с кораблями противника. Успешно нападали на российские корабли и небольшие, но многочисленные черкесские галеры. На своих судах они выходили в безлунные ночи и бесшумно подплывали к кораблю. «Сперва винтовками сбивали находящихся на палубе людей, а потом бросались с шашками и кинжалами на абордаж, и в короткое время решали дело…».
В период войны и блокады черкесского побережья черкесские (адыгские) делегации и посольства свободно добирались морем до Стамбула. Между Черкесией и Турцией, несмотря на все старания черноморского флота, до самых последних дней войны постоянно курсировало около 800 судов.
ИЗМЕНЕНИЕ ТАКТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ВОЙНЕ С ЧЕРКЕСИЕЙ
О том, как хорошо была приспособлена военная организация Черкесии к ведению войны, свидетельствует фраза из письма черкесов османскому султану: «Уже много лет мы ведем войну с Россией, но большой беды в том нет. Наоборот, это позволяет нам иметь хорошую добычу». Это письмо было написано на 90-м году войны! При этом следует заметить, что численность армии, воевавшей против Черкесии, в несколько раз превосходила армию, выставленную Россией против Наполеона. В отличие от Восточного Кавказа (Чечни и Дагестана), где война окончилась с пленением Шамиля, война в Черкесии носила общенародный, тотальный и бескомпромиссный характер и проходила под лозунгом национальной независимости. В силу этого «охота на вождей» не могла принести никакого успеха. «В этом отношении, как и во всем остальном, положение вещей было совсем иное на западном Кавказе (т.е. в Черкесии), чем на восточном (Чечне-Дагестане). Начиная с того, что лезгины и чеченцы уже были приучены к повиновению... властью Шамиля: русскому государству нужно было побороть имама, стать на его место, чтобы повелевать этими народами. На западном Кавказе (в Черкесии) приходилось иметь дело с каждым человеком отдельно», – писал генерал Р.Фадеев.
Классические идеи разгрома противника захватом его столицы, победой в нескольких генеральных сражениях, также не могли реализоваться в войне с Черкесией.
Российское военное командование стало осознавать, что без смены тактики войны победить Черкесию невозможно. Было принято решение о полном выселении черкесов с Кавказа и заселению страны казачьими станицами. Для этого предполагался систематический захват отдельных частей страны, уничтожение селений и возведение крепостей и станиц. («Земля их нужна, в них же самих нет никакой надобности»).
«Исключительное географическое положение черкесской страны на берегу европейского моря, приводившее ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших его народов в обыкновенном значении этого слова. Не было другого средства укрепить эту землю (Черкесию) за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей…..истребление горцев, поголовное их изгнание вместо покорения».
«Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все побережье.....Изгнание горцев из трущоб и заселение западного Кавказа (Черкесии) русскими – таков был план войны в последние четыре года», – так рассказывает о планах геноцида черкесов генерал Р. Фадеев.
По разным планам предполагалось или переселять черкесов в разрозненные селения вглубь страны, или выдавливать в Турцию. Формально им отводились и болотистые места по Кубани, однако фактически выбора не было. «Мы знали – не пойдут орлы в курятник», - писал генерал Р. Фадеев. Для того, чтобы все черкесское население отправилось в Турцию, Россия вступила с ней в сговор. Турция засылала эмиссаров в Черкесию, использовала мусульманское духовенство для агитации за переезд. Духовенство расписывало «красоты» жизни в мусульманской стране, эмиссары обещали, что Турция выделит им самые лучшие земли, а впоследствии поможет вернуться на Кавказ. При этом Турция стремилась использовать воинственный народ для удержания в подчинении югославских славян и арабов, которые стремились к отделению от Османской империи.
Черкесы всегда занимали сильные позиции в высших эшелонах власти в Турции. Мать турецкого султана была черкешенкой. Это тоже использовалось в агитации.
Следует отметить, что высокопоставленные черкесы в Турции, резко отрицательно относившиеся к этому проекту, и убеждавшие соотечественников не поддаваться на агитацию, были арестованы турецким правительством, многие – казнены.
Однако планы Российской империи были отложены из-за Крымской войны. Международное положение России обострялось. Англия и Франция не признавали прав России на Черкесию. Во многих столицах Европы создавались «Черкесские комитеты», которые оказывали давления на свои правительства с целью оказания помощи Черкесии. Восхищение борьбой Черкесии выражал и основоположник коммунизма Карл Маркс. Он писал: «Грозные черкесы снова одержали ряд блистательных побед над русскими. Народы мира! Учитесь у них, на что способен народ, желающий оставаться свободным!». Обострялись отношения с Европой не только из-за «черкесского вопроса». В 1853 году началась «Крымская война» России с англо-французской коалицией.
Ко всеобщему удивлению, коалиция вместо высадки войск на черкесском берегу Черного моря, высадилась в Крыму. Как признавали впоследствии российские генералы, высадка союзников в Черкесии или хотя бы передача Черкесии пушек, привели бы к катастрофическим результатам для Империи, и потерей Закавказья. Но союзное командование высадилось в Крыму, да еще потребовало от Черкесии 20-тысячной конницы для осады Севастополя, без каких-либо обещаний поддержки войны за независимость. Штурм Севастополя – базы флота, после того, как сам черноморский флот России был затоплен, не имел никакого военного значения.
Война закончилась поражением России – ей было запрещено иметь в Черном море свой флот и предписывалось вывести войска из Черкесии. Англия настаивала на немедленном признании независимости Черкесии, но ее не поддержала Франция. Таким образом, победа Англии и Франции над Россией не принесла ощутимых изменений. Почувствовав политическую слабость соперников, Российская империя решила быстро осуществить свой план по изгнанию населения Черкесии, не считаясь ни с какими человеческими и материальными средствами. Интересно, что Британская Империя, запретив России иметь на Черном море флот, вдруг стала разрешать России использовать корабли, если они предназначались для вывоза черкесов в Турцию. Изменение политики Британии становится понятным из ее газет тех времен. Российские императоры не скрывали, то после овладения Кавказом, перед ними открывается «слабая и беззащитная Азия».
Британская империя опасалась, что после завоевания страны черкесы будут использованы Россией для захвата Персии и Индии. «В распоряжении России для захвата Бомбея и Калькутты окажется самый воинственный народ в мире» - основная мысль английский газет того времени. Английское правительство также решило всячески содействовать переселению черкесов в Турцию, разрешая России, даже в нарушение мирного договора, использовать в Черном море флот.
Таким образом, выселение проводилось при полном согласии Российской, Османской и Британской империй, и поддерживалось изнутри мусульманским духовенством на фоне небывалого размаха военных действий против Черкесии.
ИЗГНАНИЕ ЧЕРКЕСОВ
Против Черкесии были сосредоточены огромные военные силы. В 1861 году были выселены в Турцию бесленейцы. За ними последовали кубанские кабардинцы, кемиргоевцы, абазины. В 1862 году пришла очередь натухайцев, живших в районе Анапы и Цемеза (Новороссийска).
Зимой 1863-1864 г.г. войска были брошены против абадзехов. Абадзехия, наполненная десятками тысяч беженцев из «покоренных» районов Черкесии, сопротивлялась мужественно и упорно, но силы были неравны. Проведение наступления зимой привело к большим жертвам среди населения. «Уничтожение запасов и солений действует губительно, горцы остаются совершенно без крова и крайне стеснены в пище», «не более десятой части погибшего населения пали от оружия, остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах».
«Поразительное зрелище представилось нашим глазам по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости...» (офицер И. Дроздов, Пшехский отряд).
Все уцелевшие абадзехи выселились в Турцию. «Турецкие шкиперы из жадности наваливали, как груз, черкесов, нанимавших их кочермы до берегов Малой Азии, и, как груз, выбрасывали за борт при малейшем признаке болезни. Волны выбрасывали трупы этих несчастных на берега Анатолии... Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких масштабах редко постигало человечество. Но только ужасом и можно было подействовать на этих воинственных дикарей...».
28 февраля 1864 года Даховский отряд генерала фон Геймана, перевалив через Кавказский хребет по Гойтхскому перевалу, вышел в причерноморскую Шапсугию и занял Туапсе. Начались карательные операции против шапсугов и убыхов. С 7 по 10 марта были истреблены все черкесские селения густонаселенных причерноморских долин Дедеркой, Шапси и Макопсе. 11 и 12 марта уничтожены все селения в долинах Туапсе и Аше. 13-15 марта по долине Псезуапсе «все встреченные аулы уничтожены». 23, 24 марта «на реке Лоо, в обществе Вардане, все селения сожжены». С 24 марта по 15 мая 1864 года были уничтожены все черкесские селения по долинам рек Дагомыс, Шахе, Сочи, Мзымта и Бзыбь.
«Война велась обеими сторонами с беспощадной жестокостью. Ни суровая зима, ни бури на черкесском берегу не были в состоянии прекратить кровопролитную борьбу. Не проходило ни одного дня без сражения. Страдания окруженных со всех сторон неприятелем адыгских племен, происходившее вследствие недостатка средств, пропитания и амуниции, превосходили все, что можно себе представить…… на берегах Черного моря, под мечом победителя, исходил кровью один из храбрейших на всем земном шаре народов…»
Оборонять страну становилось невозможным. Эмиграция принимала чудовищный размах. Черкесам определили кратчайшие сроки, за которые они должны были выселиться в Турцию. Имущество и скот были брошены или за бесценок проданы военным и казакам. Огромные массы населения толпились по всему черкесскому побережью Черного моря. Все побережье было усеяно телами погибших вперемежку с живыми. Люди, имея жалкие запасы продовольствия, сидели на берегу, "испытывая все удары стихии" и ждали возможности уехать. Прибывавшие каждый день турецкие корабли нагружались переселенцами. Но перевести всех сразу не было никакой возможности. Корабли нанимала и Российская империя. «Черкесы стреляли в воздух из ружей, прощаясь с родиной, где находились могилы их отцов и дедов. Некоторые, выстрелив в последний раз, бросали дорогое оружие в морскую пучину».
Специально посланные отряды прочесывали ущелья, разыскивая людей, пытавшихся укрыться в труднодоступных местах. От 300 тысяч шапсугов остались около 1 тыс. человек, рассеянных по самым неприступным местностям; 100 тысяч убыхов выселились полностью. От Натухая остался один аул, названный Суворов-Черкесский, но и его население в 1924 году было переселено в Адыгейскую Автономную Область. От многочисленного населения Абадзехии на Кавказе осталось только одно селение – аул Хакуринохабль.
По официальным данным российских властей было выселено 470 тысяч черкесов. Разумеется, это число является заниженным. Налицо стремление официальных властей скрыть масштабы геноцида. Кроме того, даже эти 470 тысяч человек – это только официально зарегистрированные российскими властями переселенцы. Естественно, эти цифры не в состоянии учесть всех черкесов, «которым решительно не было никакого интереса отчитываться, кто и куда едет в Турцию». Большое количество людей погибли на берегах Черного моря и при переезде. Черкесская пословица того времени гласит: «Дорога по морю на Истанбул (Стамбул) видна по черкесским трупам». И спустя 140 лет после этих событий приморские черкесы – чудом уцелевшие шапсуги, не едят рыбу из Черного моря.
Огромными были потери и в карантинных лагерях переселенцев на турецком берегу. Это была невиданная гуманитарная катастрофа. Например, смертность от голода и болезней только в лагере Ачи-кале достигала около 250 человек в день, а эти лагеря были расположены по всему турецкому побережью. Турецкое правительство, не ожидавшее таких размахов переселения, не могло обеспечить все лагеря продовольствием. Опасаясь эпидемий, лагеря окружали армейские подразделения. Турция просила Россию приостановить поток беженцев, но он только увеличивался. Мать султана, черкешенка по происхождению, пожертвовала все личные сбережения и организовала сбор средств на покупку продовольствия для черкесов. Но спасти многие и многие тысячи от голодной смерти не удалось. "Родители продавали туркам своих детей в надежде, что те хоть сытно поедят"
"Мое сердце обливалось горечью, когда я вспоминал поражающую нищету этих несчастных, гостеприимством которых я пользовался столько времени", "Бедные эти черкесы, как они несчастны,- сказал я ему (турку)...
- Черкешенки дешево будут стоить нынешний год на базаре, отвечал мне... совершенно спокойно, старый пират"
(Французский доброволец А.Фонвилль, по книге "Последный год войны Черкесии за независимость, 1863-1864").
К 21 мая 1864 года пал последний бастион черкесского сопротивления – урочище Кбаада (Къуэбыдэ, ныне - горнолыжный курорт Красная поляна, близ Сочи).
Там, в присутствии родного брата императора Александра II - Великого князя Михаила, состоялся парад победы по случаю окончания Кавказской войны и выселения черкесов (адыгов) в Турцию.
Огромный край опустел. От многочисленного черкесского населения к 1865 году на Западном Кавказе осталось лишь около 60 тысяч человек, поселенных в разрозненных селениях, в окружении казачьих станиц. Выселение продолжалось почти до конца 1864 года и, к 1865 году, вместо многочисленного и цельного черкесского народа – доминирующего народа Кавказа, остались лишь небольшие, территориально разобщенные этнические «островки» черкесов.
Общее число черкесов на Кавказе после войны (без кабардинцев), не превышало 60 тысяч человек. Черкесы проиграли эту войну. По своим последствиям она явилась для них настоящей национальной катастрофой. Были потеряны свыше 90% населения и около 9/10 всех земель. Но никто не может попрекнуть черкесский народ в том, что он, жалея себя, не защищал свою родину, что до последнего воина не сражался за каждую пядь своей земли.
За всю историю Черкесии единственной армией, сумевшей, ценой колоссальных жертв и невероятного напряжения сил, занять эту территорию, была российская армия, да и то, сделать это удалось, только изгнав фактически все черкесское население.
И во время, и после окончания войны, многие участники этих событий отдавали должное той отваге, с которой черкесы отстаивали свою родину.
Один из авторов «Очерков покорения Кавказа» писал:
Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа только потому, что черкесы не хотели покориться... Теперь, когда наша власть на Кавказе вполне упрочена, мы можем спокойно отдать дань уважения героизму и беззаветной отваге побежденного врага, честно защищавшего свою родину и свою свободу до полного истощения сил».
В книге «Последний год войны Черкесии за независимость (1863-1864г.)» француз Фонвилль, очевидец тех событий, так описывал черкесов, выселившихся в Турцию:
«их сабли, кинжалы, карабины производили какой-то особый, внушительный, воинственный шум... Чувствовалось, что этот могучий народ, если и был побежден русскими, отстаивал свою страну, сколько мог, и… не было в нем недостатка ни в храбрости, ни в энергии». ЧЕРКЕССКИЙ НАРОД ТАК И УШЕЛ НЕПОБЕЖДЕННЫМ!
Вот как описывал генерал Р.Фадеев изгнание черкесского народа: «Весь берег унизался судами и покрылся пароходами. На каждой версте из 400 верст его протяжения белели большие и малые паруса, подымались мачты, дымились трубы пароходов; на каждом мыску развевались флаги наших пикетов; в каждой балке толпился народ и стоял базар….. Правда, то были похороны исчезавшего народа: движение редело по мере того, как пустел берег. Но он пустел ненадолго. На покинутых пепелищах осужденного черкесского племени стало великое племя русское… восточный берег с его великолепной красотой составляет теперь часть России…. Вырваны плевела, взойдет пшеница.»
А это прогноз генерала на будущее адыгов: «…довольно посмотреть на донесения консулов, чтобы знать, как тают черкесы в Турции; их выбыло уже наполовину, между ними нет больше женщин…. Турецкие черкесы просуществуют лишь в одном поколении…»
НО ЧЕРКЕССКИЙ (АДЫГСКИЙ) НАРОД НЕ ИСЧЕЗ! ОН ВЫЖИЛ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, И УВЕРЕННО ВСТАЕТ НА ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ!
По переписи 2002 года черкесы (Адыги), впервые после Русско-Черкесской войны, вновь стали крупнейшим народом Кавказа. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек, сохраняющих свое национальное самосознание.
ЛИТЕРАТУРА
1. С. Хотко. История Черкесии. – С.-Пб, изд. С.-Пб Университета, 2002.
2. А.С.Марзей. Черкесское наездничество – «Зек1уэ». – Нальчик, Эль-Фа, 2004.
3. Северный Кавказ в европейской литературе XIII – XVIII веков. Сборник материалов. – Нальчик, Эль-Фа, 2006.
4. Т.В. Половинкина. Черкесия – боль моя. Исторический очерк (древнейшее время – начало 20 в.). – Майкоп, Адыгея, 2001.
5. Н.Ф. Дубровин. О народах Центрального и северо-западного Кавказа.- Нальчик, Эль-Фа, 2002.
6. Т.Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная война против русских. – Нальчик, Эль-Фа, 1995.
7. Э. Спенсер. Путешествия в Черкесию. – Майкоп, Адыгея, 1995 г.
8. А.Фонвилль. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 г.г. – Нальчик, 1991.
9. И. Бларамберг. Кавказская рукопись. – Ставропольское книжное издательство, 1992.
10. Р. Фадеев. Кавказская война. – М., Алгоритм, 2005.
11. В.А. Потто. Кавказская война, в 5 т. – М., Центрполиграф, 2006.
Черкесия
Черкесская идеология (смотреть весь раздел)
Мир по Хабзэ
Что означает слово Хабзэ
Что такое Хабзэ
Происхождение и развитие Вселенной по черкесским космогоническим текстам
Хабзэ. Скромность.
Черкесская история (смотреть весь раздел)
Гуманность права в Черкесии
Вассалитет в Черкесии
Русско-Черкесская война 1763-1864 гг. и ее последствия
Топонимика черноморского побережья Черкесии
Политика (смотреть весь раздел)
Черкесская хроника: оптимистическая трагедия
Резолюция 10-й Конференции Генеральной Ассамблеи ОНН, по Черкесии
Резолюция Тбилисской Конференции по черкесскому вопросу. Март 2010
Что такое черкесский национализм?
Заключение Института этнологии и антропологии РАН: это единый черкесский народ