30 апр. 2011 г.

Черкесская хроника: оптимистическая трагедия

Олимпиада Сочи-14 перенесла черкесский вопрос в фокус внимания международного сообщества, что породило мнение будто бы последний является ее «незаконнорожденным детищем», сконструированным «по случаю». Это не так - к 2014 г черкесскому вопросу, в современных дефинициях, будет около четверти века.

В ближайшие три года все двусмысленные моменты в отношениях России и черкесов будут категорически разрешены: Россия сама назначила «момент истины» - его время, место и формат. Изменить их уже нельзя, так что играет ли Москва в аддон для Кавказской войны или все-таки война осталась в далеком прошлом и черкесы для России сограждане и соотечественники, скоро станет ясно со всей очевидностью.


Начало

Почти 22 года назад, сразу с наступлением эпохи «перестройки» в СССР, совпавшей по времени с началом демократических перемен в Турции, 21 октября 1989 г в Анкаре открылась «Неделя северокавказской культуры». Ее организатором стало турецкое «Кавказское культурное общество» основанное в 1961 г. В ней приняли участие делегации черкесских общин из различных регионов самой Турции, Сирии, Иордании, ФРГ, США, Египта и, что особенно важно, - черкесские делегации из СССР.

В те годы не было интернета, играющего столь значительную роль в современном черкесском национальном движении, а для советских граждан, к тому же, не было даже простого права свободного выезда за рубеж. Анкарская встреча стала первой большой встречей черкесов из разных стран, с участием посланцев с Западного Кавказа, за многие поколения. Еще не завершилась «холодная война» и не пал «железный занавес», так что никто не знал как разовьются события дальше, поэтому присутствующие сразу начали с наиболее важных вопросов – второго шанса обменяться мнениями могло и не быть. Основными моментами, обсуждаемыми на этой исторической встрече стали:

- история: вся история Черкессии и прежде всего факты этнических чисток реализованных в ней русской армией в ходе Великой Кавказской войны XVIII-XIX вв, в советской историографической традиции была «закрытой темой»: фактически СССР, начиная со сталинской эпохи, продолжил тиражировать милитаристские пропагандистские клише в отношении черкесов и других оппонентов российской экспансии на Кавказе и ее жертв, добавив в них и свои ноу-хау: виновными в Кавказской войне были объявлены все кто противостоял российской агрессии, включая тех, чей дом она уничтожила; фальсификация истории была также обычным делом в Турции, где начиная с Ататюрка проводилась нацистская дискриминационная политика в отношении нетурецкого населения, в полной мере испытанная на себе черкесами;

- язык: черкесский язык (адыгэбзэ), выдавленный в бытовую сферу, сохранялся исключительно на селе; в Турции процессы массовой урбанизации начались раньше чем в СССР и раньше обнаружили угрозу смерти черкесского языка в городской среде; на бытовании языка также сказывались турецкие дискриминационные законы в отношении нацменьшинств; не все было гладко с черкесским языком и в СССР, в котором не было ни одной школы с преподаванием на нем, а городская молодежь редко им пользовалась;

- репатриация: вопросы репатриации никогда не снимались с повестки дня в черкесской диаспоре, с самого изгнания подавляющего числа выживших в Кавказскую войну из Черкессии в 1860-х гг; СССР в этом деле выступил прямым продолжателем политики Российской империи, прямо блокируя все черкесские начинания в этой сфере до последнего своего дня.

Те читатели, которые немного знакомы с нашей темой легко узнают эти три пункта: два из них (история и репатриация) составляют большую часть того, что и сегодня связывают с черкесским вопросом повсеместно, остальное имеет свои региональные особенности: в России, в 1990-е гг добавилось требование восстановления Шапсугского национального района, тогда же родилась идея объединения республик с титульным черкесским населением, а вот проблемы языка почему-то сегодня отступили на второй план. В Турции наоборот, именно вопросы связанные с черкесским языком, с его постепенной утратой, стали основными. Но история, прежде всего вопросы связанные с признанием геноцида черкесов, и репатриация на Западный Кавказ, т.е. в историческую провинцию Черкессия, являются важнейшими темами в черкесской общине любой страны.

Таким образом 21 октября 1989 г можно считать датой рождения великой черкесской надежды и началом процесса структуризации всемирного черкесского национального движения, вектор которого неизменно направлен домой, в «Адыгэ Хэкуж» («Черкесская Отчизна»), даже если для большинства черкесов это уже просто идея, так как их жизнь протекает в совсем других местах. Но для воплощения мечты в жизнь нужен был инструмент и такой инструмент был вскорости создан.


I-ый Всемирный (международный) черкесский конгресс

5 мая 1990 г в голландском местечке Ден-Алердике собравшиеся с разных стран (включая СССР) черкесские активисты приняли историческое решение: создать всемирную национальную черкесскую организацию. «Всемирную» поскольку черкесы проживали на тот момент в сорока пяти странах, в семи из которых составляли крупные общины: несколько миллионов человек в Турции, несколько сотен тысяч в СССР, по несколько десятков тысяч в Сирии, Иордании, ФРГ, Ираке, Ливии и пр. Оргкомитет возглавил голландский черкес (эмигрант из Сирии) Фатхи Раджаб. Подготовка к учредительному съезду, ставшему в черкесской истории без преувеличения эпохальным, заняла ровно год.

19 мая 1991 г в столице Кабардино-Балкарии Нальчике открылся I-ый Всемирный (международный) черкесский конгресс. Это было по настоящему масштабное мероприятие: в Нальчик прибыли черкесские делегации из Турции, Сирии, Иордании, Германии, США, Югославии, Израиля, делегации черкесских организаций Краснодарского и Ставропольского краев, Москвы, правительственные делегации Адыгеи (во главе с руководителем республики Асланом Джаримовым) и Карачаево-Черкесии. Естественно присутствовали делегаты из самой Кабардино-Балкарии (во главе с руководителем республики Валерием Коковым). Прибыла также абхазская делегация, представлявшая родственный черкесам народ, рассматриваемый многими, как часть рождавшейся черкесской политической нации.

Конгресс учредил «Всемирную черкесскую ассоциацию» (ВЧА), в дальнейшем переименованную в «Международную черкесскую ассоциацию» (МЧА). Его президентом был избран председатель Конгресса кабардинского народа (ККН) Юрий Калмыков - выдающийся черкесский политик, видный советский и российский государственный деятель: основатель саратовской школы гражданского права, председатель Комитета по законодательству Верховного Совета СССР, позднее ректор Российской школы частного права, министр юстиции РФ и член Совета безопасности РФ. Штаб-квартира ВЧА расположилась в Нальчике.

Какова была декларируемая миссия ВЧА (МЧА)? Она охватывала два больших круга вопросов:

- гуманитарные: сохранение и популяризация черкесских наследия, традиций, культуры, языка и пр.;

- политические: придание черкесам статуса «народа-изгнанника» и содействие репатриации черкесов на Западный Кавказ с предоставлением репатриантам советского гражданства; введение единого официального этнонима «черкес» вместо трех административных использовавшихся в СССР («адыгеец», «кабардинец» и «черкес»), искусственно разделяющих единый народ; восстановление упраздненного в 1945 г черкесского Шапсугского нацрайона (ныне Лазаревский р-он г.Сочи) в Краснодарском крае; взаимодействие с правительствами и международными организациями; восстановление корректной истории черкесов.

Наверное читатели удивились, что исторические вопросы отнесены в политический контур, но и Турция, и СССР это «страны с непредсказуемым прошлым» - история всегда играла в них роль «обращенной в прошлое политики» и черкесской это касалось в полном объеме. Кроме того, уже вовсю шла «война историй» на Кавказе, т.е. этнонациональных мифов абсолютно всех проживающих в Междуморье больших и малых этносов, включая русских. Все они служили идеологическим обоснованием прав на территорию или оспаривания таковых у соседей, не потеряв актуальности до сих пор. У самого большого народа Кавказа, хоть и живущего в основном в Анатолии, было лишь одно пожелание к историкам, как к своим, так и к соседским - корректность, но с тех пор ситуация лишь ухудшалась.

21 мая 1991 г конгресс завершил свою работу и его делегаты приняли участие в траурном митинге, посвященном годовщине гибели Черкессии в 1864 г и жертвам геноцида черкесов в финале Кавказской войны. Обо всех этих событиях был снят публицистический фильм «Негасимый очаг».

Таким было рождение современного черкесского национального движения в РФ и, шире, «планетарного» черкесского движения. Снова заметим, что в первые годы своего существования оно развивалось при явной поддержке советских властей. Какие цели они при этом преследовали? Сложно сказать, но предполагать можно: через несколько лет после падения цен на нефть в середине 1980-х гг привлечение инвестиций в нищую голодную «страну тотального дефицита» живущую по карточкам на еду, одежду, сигареты и водку, могло считаться весьма веским аргументом в годы когда в Москве $50 000 считались огромным состоянием.

Следует также иметь ввиду, что СССР (и не он один) давно и успешно использовал черкесских националистов на Ближнем Востоке в качестве своей агентуры, а централизация черкесского нацдвижения с штаб-квартирой в СССР, т.е. в единственной стране мира где у черкесов имелась своя государственность (три автономии, одна из которых в статусе «автономной советской социалистической республики» - Кабардино-Балкария), открывала заманчивые перспективы по наращиванию советского влияния в ближневосточном регионе, где традиционно сильны позиции черкесов в госаппаратах и силовых структурах многих стран, причем не только арабских или Турции, но и Израиля.

Нельзя сбрасывать со счетов и масштаб личности Юрия Калмыкова – одного из величайших сынов черкесского народа, роль которого в становлении современного черкесского национального движения, с одной стороны, одновременно с форматированием его под интересы СССР (а после и РФ), с другой, трудно переоценить. К сожалению, импульс и внятность приданные данному процессу гением этого человека иссякли практически сразу после кончины г-на Калмыкова в 1997 г, что стало еще одним и, увы, печальным доказательством его выдающейся роли в этих начинаниях.

Но какие бы планы не строили в Москве и Нальчике в 1991 г это уже не имело большого значения. 26 декабря 1991 г СССР прекратил свое существование. Однако его детище - ВЧА (МЧА) осталось и в 1990-е гг играло ведущую роль в черкесской жизни. Тогда никто не мог предположить, что к 2000-м гг эта организация растеряет весь авторитет, заживет какой-то странной, непрозрачной и непонятной «своей жизнью», а ее имя постепенно превратится в синоним сервильности по отношению к властям и предательства национальных интересов. Однако так было не всегда.


Распад СССР – репатриация

Как уже говорилось выше, СССР с первого и до последнего дня своего существования игнорировал любые черкесские инициативы по репатриации, продолжая в этом политику Российской империи. Кстати, первые обращения по этому поводу поступили от черкесов прямо к своему главному кровному врагу, т.е. к императору Александру II. Ответ царя был откровенно издевательским: черкесам, желающим поселиться в пределах империи, предлагалось это сделать где-нибудь на юго-востоке Туркестана, там тоже есть горы, – возвращение на родину категорически воспрещалось.

У большевиков не было такого чувства юмора, но сохранился тот же иррациональный страх перед появлением черкесов на бывшем черкесском побережье, где русская колонизация, вначале провалившаяся, была завершена уже в СССР, при Иосифе Сталине. В 1922 г советские власти заблокировали все черкесские репатриационные инициативы, прежде всего со стороны причерноморских шапсугов, чей лидер Нагуч Юсуф был в 1924 г сослан за подобные вещи в Сибирь. Все по тем же причинам, причерноморским черкесам не позволили объединиться с черкесами Адыгеи в одну автономию и даже созданный для них Шапсугский национальный район умудрились нарезать так, чтобы черкесские анклавы не граничили с побережьем (в 1945 г нацрайон был вовсе ликвидирован).

Здесь стоит отметить, что СССР повезло с соседями: в 1923 г нацисты Мустафы Кемаля Ататюрка закрыли все нетурецкие организации в Турции, включая черкесские, таким вот своеобразным образом «отблагодарив» анатолийских черкесов за лояльность и их отказ в 1921 г от предложения АНТАНТЫ создать черкесское государство в западной Анатолии, при поддержке греков. В 1924 г в Турции была принята откровенно нацистская конституция, провозгласившая мононациональное турецкое государство и вплоть до 1952 г в стране исчезли все черкесские организации, а сами черкесы были сильно потеснены в турецкой элите, где до этого занимали выдающееся положение. Это был настоящий подарок для СССР.

Но не все черкесы жили в Турции. Сирия была третьей страной мира по численности черкесского населения (после Турции и СССР). Потеряв привилегированный статус, которым пользовались при османах и французах, а также в начале независимости страны, сирийские черкесы задумались о возвращении на родину, тем-более в Сирии 1950-х гг существовало дискриминационное законодательство по отношению к нацменьшинствам. Была и еще одна причина: арабо-израильские войны превратили Голанские высоты с крупным черкесским анклавом Эль-Кунейтры, в зону боевых действий из которой естественно излились тысячи беженцев. Обращения сирийских черкесов к СССР с просьбой о репатриации, включая коллективные от лица сотен и тысяч человек, поступали в Москву многократно до самого развала Союза. Наиболее массовыми были обращения 1958 г, 1967 г и 1989 г, но результат их всегда был одинаков – отказ (в последнем случае в конце 1990 г).

Любопытная деталь: некоторые из читателей наверное помнят, как во время прошлогодних зимних олимпийских игр в Ванкувере, у «Русского дома», в котором «лучшие люди страны» заедали икрой позор поражений российской сборной, презентуя Олимпиаду Сочи-14, неожиданно вырос черкесский пикет во главе с Тамарой Барсик с протестами против олимпиады в Сочи, сильно попортившими кровь всей российской делегации. Откуда появились в Канаде американские черкесы, как они оказались в США и почему у них столько негатива по отношению к России? Ответ прост: в основном это дети и внуки тех самых беженцев с Голан 1967 г - тогда сотни черкесских семей обратились к Советскому Союзу с просьбой разрешить им вернуться на родину, откуда их предки были изгнаны Российской империей, но безрезультатно. В это же время им предложили свою помощь США и в итоге они поселились в штате Нью-Джерси, основав в Патерсоне крупнейшую в Штатах черкесскую общину.

После развала СССР, в 1990-е гг, деятельность МЧА и других черкесских организаций, как российских так и зарубежных, а также правительств и парламентов Адыгеи и Кабарды, была по настоящему бурной. В наши сумасшедшие времена все эти деяния 15-20-летней давности – забытая далекая история, но она чрезвычайно важна для адекватного понимания текущего момента.

Свобода пересечения границ, подъем национального самосознания и либерализация экономики в первые годы существования новой России, способствовали массовому восстановлению родственных связей внутри фамилий, разбросанных по разным странам. В черкесские анклавы Западного Кавказа ринулись зарубежные черкесские паломники и романтики, а также авантюристы и бизнесмены. В свою очередь многие западнокавказские черкесы побывали у родни в Турции, Сирии, Иордании, Израиле, Германии, США, Австралии и т.д. Распространились браки между черкесами разных стран, пошел процесс восстановления единой ткани этноса.

Впрочем, идеалистические представления о прекрасной Родине популярные среди потомков изгнанников в диаспоре, подкрепленные мощным оглушающим впечатлением, производимым роскошным западно-кавказским ландшафтом, особенно на тех кто видит его впервые, а также традиционным черкесским гостеприимством, в то время еще не подкошенным грядущим обнищанием, недолго заслоняли собою тот факт, что прибывавшие иностранцы попадали в огромную криминальную зону, каковой являлось тогда и остается поныне Российская федерация. Репатрианты ловко «использовались» аферистами и бандитами, видевшими в них лишь «незакрышеванный» ресурс для собственного первоначального накопления капитала. Вал преступлений в их отношении был настолько впечатляющ, что породил даже слухи о соответствующей директиве данной властями, хотя просто было такое время: те кто имел возможность сравнивать подтвердят, что Нальчик 1990-х гг, несмотря на соседство с Чечней, был намного безопаснее Москвы или Санкт-Петербурга, не говоря уже о Екатеринбурге, Владивостоке, Тольятти, Казани и пр.

Власти Адыгеи и Кабарды, начиная с 1992 г, приняли различные госпрограммы по поддержке репатриации и она потихонечку шла, особенно активно из уже упоминавшийся выше Сирии. Благодаря наделению российских посольств правом предоставлять российское гражданство потомкам эмигрантов с территории России сотни черкесов обрели заново Родину, а зацепившись за нее и научившись выживать, часто не без помощи вновь обретенных родственников, создавали «интеграционные центры», притягивавшие новых репатриантов. Крупнейшим из них стал Мафэхабль в Адыгее – единственное компактное поселение репатриантов на Родине.

История его возникновения связана с развалом Югославии. В 1993 г жители черкесского анклава в Косово, отказавшиеся поддержать албанцев в конфликте с сербами, оказались в зоне боевых действий одни. Это вынудило их обратиться к Адыгее с просьбой о репатриации, президент которой (Аслан Джаримов) поддержал ее перед федеральными властями. Косовская инициатива отнюдь не сразу встретила понимание и одобрение Москвы. Но начавшаяся в 1994 г война в Чечне, сильно испортившая имидж России не только на Западе или на Кавказе, но даже в русской глубинке, подтолкнула на поиски нетривиальных PR-ходов. В конце 1995 г, т.е. через два года с момента обращения, были начаты конкретные консультации по репатриации косовских черкесов. И только 3 июля 1998 г, т.е. через пять лет, прожитых косовскими адыгами под угрозой гибели, правительственным постановлением за подписью Председателя Правительства РФ Сергея Кириенко, сто восемьдесят человек получили приглашение домой, на Кавказ.

Переселение было осуществлено при беспрецедентной поддержке российских властей, широко освещаясь центральной прессой. В результате был получен уникальный опыт одномоментной репатриации и адаптации относительно большой группы черкесских репатриантов, а также создан прецедент. Кроме того, возник населенный пункт полностью состоящий из репатриантов и потому могущий служить магнитом для тех кто самостоятельно хотел бы проделать тот же путь.

Наблюдая за этими процессами некоторые аналитики из соответствующих государственных служб сделали ряд практических выводов:

- черкесских репатриантов можно охарактеризовать как чрезвычайно лояльную группу, объективно заинтересованную в поддержании порядка и стабильности в регионе – в том числе и в целях расширения репатриационного процесса;

- репатрианты-черкесы не становятся новым конфликтогенным или криминогенным фактором в регионе, не увеличивают они и «социалку»; практически все репатрианты занимаются бизнесом и вносят свой вклад в экономическое развитие региона; они крайне законопослушны, чем выгодно отличаются от местных жителей любой национальности;

- репатриация черкесов на Западный Кавказ в масштабах нескольких сотен тысяч человек, публично обсуждаемая черкесскими активистами, вряд-ли возможна в обозримой перспективе, а вот в масштабах нескольких десятков тысяч человек за 10-15 лет вполне реальна; в этническом балансе Северо-кавказского региона с его многомиллионным населением репатриация черкесов ничего реально не изменит, даже при самом оптимистическом для черкесов сценарии и даже если все репатрианты заселятся исключительно в Адыгею – в этом случае черкесское население в ней не превысит и трети от общего числа жителей республики в границах прогноза;

- будущее черкесского национального движения во многом зависит от ситуации в Турции, где проживает основная масса черкесского народа и откуда может пойти основной поток репатриантов: в случае продолжения демократизации и евроинтеграции страны в ней неизбежен рост черкесского национализма, который также неизбежно отразится на российских черкесских анклавах и Абхазии;

- является ли последнее утверждение для России ресурсом или проблемой будет зависеть от отношений между нею и Турцией.

Резюмируя все вышесказанное можно было определенно утверждать, что репатриация черкесов не являлась в 1990-е гг какой-либо стратегической проблемой для РФ в Кавказском регионе. Более того: при грамотном подходе она наоборот могла стать российским ресурсом как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке, оживить экономику региона. Последнее «горбачевское» руководство СССР сделало правильную ставку, новая «ельцинская» Россия подтвердила ее и тысячи черкесов диаспоры проделали путь домой. Казалось основные проблемы на пути воссоединения народа на родине позади.

Но в 2002-03 гг процесс был «срезан» изменениями в российском законодательстве, в частности новыми федеральными законами «О гражданстве» (2002 г) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» (2003 г), перечеркнувшим все многолетние усилия по налаживанию репатриационного механизма. Данные изменения не были направлены именно против черкесов, а коснулись людей самой разной национальности, включая и русской, но именно по черкесским национальным интересам тем самым был нанесен страшный удар.

Отброшенные на важнейшем направлении практически на начальные позиции черкесские активисты не прекращали попыток обозначить проблемы репатриации перед российским руководством. К примеру, в 2007 г, иорданские черкесы, готовясь к визиту президента РФ Владимира Путина, подготовили меморандум, в котором в очередной раз обратились к российскому руководству с предложением упростить предоставление российского гражданства для черкесов, разрешить им приобретать недвижимость на родине и беспрепятственно инвестировать в ее экономику. Г-ин Путин манкировал встречей с иорданскими черкесами, а отдувавшиеся за него президенты Адыгеи и Кабарды Аслан Тхакушинов и Арсен Каноков, пытались объяснить удивленным иорданским сородичам, что с такими «дерзкими» требованиями даже через двадцать лет с момента актуализации черкесского вопроса, обращаться к российскому руководству «преждевременно». Подобное отношение к проблеме со стороны российских властей вызывало все большее раздражение по отношению к ним в черкесском обществе, для которого и так было много реальных оснований.

Однако в 2010 г ситуация снова резко изменилась в связи с вступлением в силу федерального закона «О соотечественниках». В настоящий момент ожидается получение Республикой Адыгея, статуса «территории вселения» в рамках новой «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» рассчитанной до 2014 г. Как утверждается, в соответствии с указанными федеральным законом и государственной программой, черкесы диаспоры наконец-то получат право на репатриацию, которого добивались 20 лет.

Как все будет происходить в реальности – покажет время, но иммиграционное законодательство России кардинально менялось по крайней мере трижды за последние двадцать лет, поэтому если оно снова сделает поворот «кругом» сразу после 2014 г это никого не удивит. Если даже само существование республики Адыгея всего четыре года назад ставилось федеральным правительством под сомнение, то статус «территории вселения» тем-более штука эфемерная: сегодня есть, а завтра нет. Понимание кто есть «соотечественник» так же может меняться, а три года, на которые рассчитана Государственная программа, это слишком короткий период чтобы что-то принципиально изменить, когда речь идет о процессах рассчитанных на поколения.

Поэтому, несмотря на вновь зародившийся осторожный оптимизм в вопросах репатриации, черкесы не могут и не имеют права делать вид что этот вопрос «решен»: он не решен, пока российское государство адресно именно черкесам не гарантирует право на репатриацию, а также не начнет решать с Турцией, Сирией и Иорданией вопрос о двойным гражданстве для потомков изгнанников. Черкесским активистам следует помнить, что то что они сумеют выгрызть для своего народа до 2014 г определит все будущее черкесов в границах прогноза, прежде чем успокаиваться на любой переставленной в их пользу запятой в и так существующем законе.

Кроме того, последняя дестабилизация на арабском Востоке, в странах которого проживают сотни тысяч черкесов, является дополнительным стимулом для интенсификации затянувшегося на 20 лет решения репатриационного вопроса, чтобы иметь возможность протянуть руку помощи сородичам оперативнее чем это было сделано в случае с Косово – у людей под огнем может не быть пяти лет ожидания репатриации, а внутрироссийская политическая конъюнктура может вовсе в таковой не нуждаться. Поэтому вопрос о получении статуса «народа-изгнанника», поставленный 20 лет назад, отнюдь не снят с повестки дня. В этой связи важным моментом является признание Россией геноцида черкесов в 1860-х гг, о чем пойдет речь ниже.


Признание геноцида черкесов

24 октября 1990 г в Нальчике состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства», организованная Институтом истории СССР АН СССР, Северо-Кавказским научным центром высшей школы, Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом истории, филологии и экономики и Кабардино-Балкарским государственным университетом. В ее «Выводах и рекомендациях» впервые в СССР трагедии черкесского и пр. горских народов, времен завоевания Россией Кавказа, была дана четкая оценка: геноцид и изгнание, осуществленные в рамках экспансионистской политики царизма.

7 февраля 1992 г, Верховный Совет Кабардино-Балкарской ССР (здесь нет ошибки: именно «союзной социалистической республики») во главе с Хачимом Кармоковым (в будущем - председателя Счетной палаты РФ) постановил «считать массовое истребление и изгнание адыгов (черкесов) в ходе Русско-Кавказской войны актом геноцида» и обратился в Верховный Совет Российской федерации с предложениями: «признать геноцид черкесов» и «предоставить черкесам статус народа-изгнанника». Позднее подобные решения были приняты Адыгеей (в отношении геноцида адыгов (черкесов)) в 1994 г и Абхазией (в отношении геноцида абхазов (абаза)) в 1997 г.

В течение 90-х гг Кабарда и Адыгея неоднократно обращались к руководству Российской федерации с предложением признать и осудить геноцид абхазо-адыгских народов XIX в. и до начала I-ой Чеченской войны эта деятельность не была совсем уж безрезультатной: 18 мая 1994 г, перед ежегодными траурными мероприятиями 21 мая в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и в черкесских населенных пунктах Сочи, президент РФ Борис Ельцин подписал историческое обращение «К народам Кавказа», в связи со 130-летием официального завершения Кавказской войны. В нем он дал недвусмысленные оценки тем страшным и памятным событиям, в частности заявив:

«В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера.

Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон».

До сегодняшнего дня это ельцинское обращение 1994 г «К народам Кавказа», остается единственным внятным позитивным публичным жестом высшего руководства страны в отношении достоинства и исторической памяти черкесского народа, а также других горских народов российского Кавказа. Поскольку, в соответствии с Конституцией РФ, президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, данное обращение, являясь официальной позицией государства в вопросах трактовки Кавказской войны и репатриации потомков изгнанников должно было задать новый тренд в политике РФ в отношении черкесского вопроса и именно этого все ожидали, однако новый тренд задало не оно - его задали Чеченские войны. Сама «возможность объективной трактовки событий Кавказской войны» постепенно исчезала по мере эскалации конфликта в Чечне и сворачиванию строительства в России «правового государства», заменяемого «вертикалью власти». Несмотря на то что 14 апреля 1995 г Государственной Думой РФ был признан геноцид армян со стороны Турции, похожий сюжет в самой России продолжал игнорироваться. Более того: в нулевые годы пошел реверсивный процесс, что сделало проблему признания геноцида черкесов Россией еще более актуальной.

Почему признание геноцида так важно для черкесского национального движения? Потому что это напрямую увязано с получением статуса «народа-изгнанника» и вопросами репатриации, с защитой от всех форм унижения национального достоинства со стороны властей Краснодарского и Ставропольского краев, которые сегодня, при соучастии РПЦ и структур близких к МО РФ, вопреки официальной позиции федеральных властей, не менявшейся с момента президентского обращения 1994 г, зачастую не стесняют себя ни в выражениях, ни в распоряжениях, ни в монументальной пропаганде, ни во вмешательстве в образовательный процесс, проявляемых в таких формах, которые, мягко скажем, «задевают» достоинство российских граждан черкесской национальности.

В Краснодарском и Ставропольских краях явно существует большая когорта людей во власти, которые до сих пор ведут свою личную Кавказскую войну. Естественно, черкесы для них, в такой модели, не «сограждане», а «недобитые враги», с которыми «нельзя давать слабину». В частности, это проявляется в том, что чудовищная по своей кровавости история завоевания Кавказа стала снова подаваться в «патриотическом ключе», т.е. получили второе рождение многие подзабытые за 1990-е гг имперские и советские пропагандистские мифы. Одновременно в исторической Черкесии, прежде всего в указанных краях, но не только, началась лихорадочная «маркировка русской территории». Быстро росло число православных крестов, часовенок, соборов и монастырей, а также памятников наиболее одиозным царским генералам, адмиралам и наместникам (Зассу, Ермолову, Лазареву, великому князю Михаилу), с чьими именами местное черкесское и горское население связывает самые кровавые акции в отношении своих предков. Учитывая масштаб этих процессов, формат торжественных открытий и соответствующее информационно-пропагандистское обеспечение, невозможно не видеть за всей этой дикостью открытую поддержку властей, а это заставляет задуматься о возможности повторения истории и желательности такового для некоторых российских политиков.

Описанный психопатический комплекс с элементами садизма сложно представить себе в стране «позиционирующей» себя как «цивилизованную», но таковы реалии. С каждым годом ситуация лишь ухудшается: ведь далеко не смешно, когда в Краснодарском крае, территория которого это земли «высвобожденные» в результате этнических чисток в отношении черкесского и ногайского населения, в качестве гимна края в новейшую эпоху утверждается песня «На врага, на басурманина…». Нелепо уважать сей рудиментарный и оскорбительный «гимн» даже сегодня, но просто омерзительно представлять себе его исполнение завтра, на олимпийских церемониях в Сочи, в 150-летие страшного 1864 г, – в городе, где, к слову, совсем недавно запретили… танцевать кавказские танцы, т.е. танцы проживающего в городе коренного черкесского населения.

Поскольку в нулевые годы пресловутая «вертикаль власти» полностью разложила общество, подавив в нем любые центры кристаллизации, отняв у граждан конституционное право избирать и быть избранными в губернаторы, а республики в составе РФ лишив практически всех признаков государств, вплоть до комичного запрета именоваться их руководителям «президентами», протестовать против описанных выше явлений, а также продолжать работать над признанием геноцида в РФ более было некому. Все общественные организации, гремевшие в 1990-е гг и дожившие до 2000-х гг, превратились в ничто, компрометируя свои названия и не имея никакой связи с народом. Не избежала этой участи и МЧА, теперь полностью подконтрольная властям, предавшая цели декларированные при ее создании. Центр черкесского национального движения переместился из России в Турцию, где продолжавшиеся демократические перемены привели к недавним революциям в местных черкесских организациях, которые на наших глазах качественно меняют расклад в черкесском вопросе. Такой итог явился закономерным результатом разнонаправленных политических процессов в России и Турции по отношению к демократизации.

В российском же «голом поле» на первые роли во все более виртуализирующейся общественно-политической жизни черкесов РФ выдвинулись «камерные» организации, часто располагающие активом всего из нескольких человек. Разложившееся общество готово было наблюдать за «донкихотством» идеалистов, иногда сочувствовать им, но не более. К слову, масштаб возложенных на себя задач и степень подготовленности к ним, у черкесских активистов находились обычно в прямом противоречии. Естественно эффективность их действий была соответствующей, но они хотя бы что-то делали, в отличие от остальных. Одной из таких организаций является Черкесский конгресс Адыгеи (ЧКА), возглавляемый Муратом Берзеговым, сделавшего вопрос признания геноцида черкесов в XIX в Россией и международным сообществом краеугольным камнем своей деятельности.

В 2005 г с этой целью ЧКА были направлены петиции в Государственную Думу РФ и лично к ее председателю Борису Грызлову, а также к президенту РФ Владимиру Путину. В 2006 г на первые был получен «странный» ответ за подписью заместителя председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ Мансура Аюпова. В нем ни слова не было по теме геноцида черкесов в XIX в, но зато много говорилось про сталинские репрессии XX в. Судьба обращения к г-ну Путину не известна.

Демонстративное пренебрежение со стороны российских властей во-первых расширило круг сочувствующих деятельности ЧКА, а во-вторых заставило искать решение за пределами российского юридического поля. 11 октября 2006 г примерно два десятка черкесских организаций (включая пять российских) из девяти стран обратились в Европарламент с предложением признать геноцид черкесов - обращение было официально принято к рассмотрению. Вслед за этим последовало повторное обращение к президенту РФ Владимиру Путину. На сей раз на него ответили, естественно отказом в рассмотрении дела.

Именно в такой точке находился «диалог» между черкесскими активистами и российскими властями вокруг проблемы признания геноцида, когда 22 июня 2006 г Сочи был выдвинут Москвой в качестве предполагаемого места проведения зимней Олимпиады 2014 г и 4 июля 2007 г утвержден в таком качестве на сессии МОК. Еще 11 декабря 2006 г, т.е. задолго до утверждения Сочи в качестве олимпийской столицы, лидер ЧКА г-ин Берзегов публично выступил против Олимпиады, проходящей на земле, являющейся символом геноцида черкесов.

У читателя может возникнуть законный вопрос: почему именно Сочи символизирует для черкесов трагедию их предков, а не Анапа, Туапсе, Апшеронск или Крымск, к примеру? Разве там меньше черкесских могил времен столетней Кавказской войны? Что такого особенного именно в Сочи? Почему объявление «русского Сочи» олимпийской столицей вызвало такой взрыв негодования в черкесском обществе самых разных стран? На эти вопросы ответ будет дан ниже.

Заканчивая разговор о процессе признания геноцида черкесов, нельзя не упомянуть грузинские инициативы, т.е. оставить за скобками конференции, посвященные черкесской проблеме, проходящие с 2010 г в Тбилиси, в которых приняли участие несколько черкесских активистов, в том числе известная журналистка Фатима Тлисова, председатель Кабардино-Балкарского Черкесского Конгресса Руслан Кешев и ряд других. На этих мероприятиях перед грузинским парламентом был поставлен принципиальный вопрос о признании факта геноцида черкесов Российской империей в XIX в. Запущенный тогда процесс уже сыграл и продолжает играть огромную политическую роль. Какой-бы ни была мотивация грузинских элит в вопросе признания геноцида черкесов, трудно переоценить значимость происходящего для черкесского дела, ведь речь идет об официальном признании со стороны государства-члена ООН, каковым является Грузия, что создает прецедент, который вряд-ли надолго останется в одиночестве – в Европарламенте рассматривается соответствующее черкесское обращение и как минимум несколько стран Евросоюза проявляют к теме немалый интерес.

Несмотря на всю сложность грузино-черкесских отношений в последние двадцать лет сегодня у них есть все шансы нормализоваться, хотя их развитие в любом случае происходит с оглядкой на Абхазию обеих сторон и здесь консенсуса пока не предвидится: ведь Грузия не планирует признавать независимость Абхазии, а для черкесского национального движения таковая является ценностью, в завоевание которой сами черкесы внесли и свой вклад. Но других принципиальных противоречий между черкесами и грузинами нет.


Сочи

2 июня (21 мая по старому стилю) 1864 г наместник Его Императорского Величества на Кавказе и главнокомандующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич Романов принимал парад своих войск, построенных на поляне Кбаада (ныне Красная поляна). Перед войсками был отслужен православный торжественный молебн, в благодарение Богу, даровавшему России великую победу, после чего Его Высочество направил императору Александру II телеграмму с поздравлениями по такому случаю. «Слава Богу!», - ответил Его Величество.

Конечно война на этом не закончилась: еще пару лет (до лета 1866 г) шли активные боевые действия, депортации и «зачистки», еще десять лет (до лета 1874 г) содержалась Убыхская кордонная линия (что само по себе говорит все о «мирном времени»), обустроенная на побережье – последняя из «кавказских линий». Чтобы понять всю условность этих дат достаточно сказать что официальные потери русской армии на Кавказе в «мирном» 1865 г были выше чем в «последнем военном» 1864 г. Но в кавказской мифологии (как черкесской, так и «русской») именно 1864 г стал историческим водоразделом. И именно в 2014 г, на который намечена сочинская Олимпиада, будет ровно 150 лет с того страшного года, когда с лица земли была стерта Черкесия.

Выше мы описали, как Сочи стал символом торжества Российской империи по случаю уничтожения Черкесии. Этого самого по себе было бы достаточно для того чтобы связать в один ассоциативный ряд Сочи и весь негатив связанный с Кавказской войной у черкесов и других горских народов, тем-более речь о «круглой дате». Но это далеко не все. Чтобы не утомлять терпеливого читателя, нашедшего в себе силы дойти до этих строк, массой ненужных деталей, приведу перечень событий, сделавших из Сочи место особенное, несущее в себе мощную смысловую нагрузку. Их обязаны были принимать в расчет российские власти, будь они достаточно для этого компетентны, но не приняли, именно по причине своей уже, к сожалению, привычной некомпетентности:

- 25 июня (13 июня по старому стилю) 1861 г на общечеркесском съезде, проходившим на р. Псахо, убыхи, а также все еще сохранявшие независимость черкесские и абхазские колена, учредили национальный парламент - Великое Свободное Собрание, известное как «Хасэшхуэ», «Сочинская Хасэ» или «Лъэпкъ Тхьэры1о Хасэ».

1 июля (19 июня) 1862 г русский десант сжег здание парламента, но память о нем сделала Сочи символом единства Черкесии, ее свободы и ее эпической борьбы с российской агрессией: Сочи стал восприниматься в черкесской мифологии так же, как Иерусалим в библейской – пусть не в реальном мире, но в мире идей это центр черкесского мира до тех пор пока существуют на земле черкесы;

- 19-23 мая (7-11 мая) 1864 г в урочище Аибга состоялась последняя (правда лишь официально) битва Кавказской войны, символизирующая собой гибель черкесского мира; память о ней является для черкесов священной, но смешалась в одно с русским парадом, состоявшимся через 10 дней в соседнем Кбаада, став в народной памяти единым целым - символом гибели родины;

- на территории Сочи проживали убыхи и черкесы. Убыхские лидеры в конце Кавказской войны возглавили черкесов, проявив огромную предприимчивость и политическую волю, дав народу полководцев, сумевших провести последнее черкесское контрнаступление весной 1862 г, и дипломатов, отстаивавших черкесское дело в Стамбуле и Лондоне в 1863 г; именно убыхи, в 1864 г, были поголовно изгнаны в Османскую империю, а рискнувшие остаться сосланы на север - в Костромскую губернию и в Сибирь; именно убыхский язык недавно перешел в разряд мертвых, но сами убыхи, вопреки распространенной легенде, живы - влившись в состав анатолийских черкесов, они сохранили память о том кто они и откуда; поскольку от Убыхии на родине не осталось ровным счетом ничего и никого, кроме одной семьи, именно судьба убыхов сделала Сочи символом трагедии черкесов в наиболее концентрированном виде;

- на территории Сочи существовал в 1920-40-х гг черкесский Шапсугский национальный район, ликвидированный Иосифом Сталиным в 1945 г; вопрос о восстановлении национального р-она черкесов в Сочи стоит на повестке дня уже 20 лет, но до сих пор даже не убрано оскорбительное для черкесов название «Лазаревский»; более того – адмиралу Лазареву поставлен в 2003 г памятник в районном центре - естественно именуемом «Лазаревское»; все это делает Сочи символом преднамеренного садизма властей, проявляемого по отношению к автохтонному черкесскому населению Сочи.

Совокупность вышеперечисленного представляет Сочи уникальным местом, не имеющим аналогов по несомой смысловой нагрузке и разрушительной энергетике, в контексте рассматриваемой проблемы. И все это было проигнорировано российскими властями при подаче заявки на зимнюю Олимпиаду, хотя черкесские активисты пытались донести до властей свою позицию. Скандал, в итоге, был сделан неизбежным, поскольку российские власти столкнулись с народом, 9/10 которого живет за пределами российской юрисдикции, чей протест не может быть подавлен в ее границах привычными методами.

Справедливости ради, стоит отметить, что в последние месяцы в России начали осознавать масштаб проблемы, искать конструктивное решение таковой или хорошо имитировать поиски. Недавно прошедший круглый стол по вопросам истории Кавказа в Общественной палате РФ и конференция «Черкесский вопрос» в МГИМО зафиксировали существование черкесского вопроса и его связь с Олимпиадой в Сочи. Результатом конференции в МГИМО стало решение о создании рабочей группы по исследованию черкесского вопроса. Это может быть как попыткой просто выиграть время, так и реальными позитивными шагами в сторону диалога и достойного для всех выхода из создавшейся ситуации – время покажет. Пока же настораживают попытки свести черкесские политические требования, связанные с репатриацией и признанием геноцида, к включению в культурную олимпийскую программу «кавказского компонента» (даже не «черкесского» или «абхазо-адыгского»), который в лучшем случае является «вишенкой на торте» – не более.

Сегодня невозможно сказать, чем станет Олимпиада Сочи-14 в истории Черноморско-Каспийского региона, России и черкесов, но рядовым событием не будет точно. Все конечные решения принимает Москва, все в ее руках: как захочет – так и будет. Сорвать Олимпиаду не удавалось пока еще никому, хотя эффективные бойкоты были и Москва-80, которую бойкотировали 65 стран тому самое яркое подтверждение. Недавний пример тибетцев, чьи протесты не остановили Олимпиаду в Пекине, вроде бы говорит не в пользу шансов черкесов, тем-более что черкесские националисты также категорически и принципиально отвергают и осуждают террористические методы «убеждения», а значит пытаются воздействовать на ситуацию исключительно нравственно. Но «все бывает в первый раз»: Россия далеко не Китай, а черкесы уже не те черкесы, что были даже в прошлом году, ведь Сочи придал мощнейший импульс процессам структуризации черкесского нацдвижения по всему миру. В стороне от последних осталась разве что Россия, где в современной ситуации в легальном поле не может вырасти никакое независимое от властей движение, неважно - черкесское, русское, футбольное или в защиту бабочек-капустниц.

Может-ли Сочи-14 стать шансом решения накопившихся противоречий Москвы с черкесским миром? Стабилизирующая роль, которую играли на западном Кавказе черкесские национальные движения до их фактического уничтожения властями, т.о. собственноручно расчищавшим путь «джихаду», убирая его идеологических конкурентов, а также сегодняшнее стратегическое партнерство России и Турции, которое черкесы могут «прошить» не тысячами, а миллионами нитей, делают движение в этом направлении естественным. Но учитывая высочайший уровень кавказофобии в России, а также приближающиеся выборы, такой рациональный подход к проблеме представляется почти утопией.


«Чего хотят черкесы?»

Выше затронуты почти все моменты, являющиеся сегодня важными для тех, кого называют черкесскими националистами. Желания не ахти какие глобальные, но чтобы их реализовать понадобится совершить нечто эпическое:

- чтобы черкесский язык не замолк и окончательно не выродился в примитивную бедную периферийную речь, на которой никто не может получить никакой актуальной информации, требуется его единый литературный вариант, полноценное образование на нем и мощный институт переводчиков, поскольку без переводного контента язык все равно умрет;

- чтобы достоинство черкесов и память их предков, доблестно защищавших свою страну от врага, не оскорбляли на земле, в которой пока еще лежит больше черкесов, чем всех ходящих по ней сегодня, прославляя авторов и исполнителей этнической чистки, требуется чтобы в России был признан геноцид черкесов и прекращено вызывающее маркирование земель в исторической Черкессии;

- чтобы потомки черкесских изгнанников могли при желании вернуться на родину предков и строить на ней свою жизнь без препятствий со стороны государства, а наоборот с его помощью, требуется, чтобы Россией был признан геноцид черкесов и предоставлен черкесам статус народа-изгнанника;

- чтобы в черкесской жизни были банальные благополучие, безопасность, качественное образование, справедливый суд, социальные лифты и многое другое, требуются светские демократические преобразования и развитие гражданского общества во всех странах проживания черкесов.

Последний пункт крайне важный: черкесы являются меньшинством в любой стране, в которой сегодня проживают. Поэтому для сохранения народа и его развития жизненно важен успех системы обеспечивающей права меньшинств, т.е. демократизация обществ с которыми черкесов связали общие судьбы. Свободолюбие и воинственность «черкесских рыцарей» вошли в поговорку. Расселенные в наиболее горячих и стратегически важных пунктах Черноморско-Каспийского и Ближневосточного регионов, черкесы вынуждены будут в полной мере проявлять исторически присущие им качества, внося свою лепту в развитие гражданских обществ и защиту прав и свобод человека, если хотят выжить, как народ.

В эпоху, когда человечество не только осваивает космос, генную инженерию и новые виды энергии, но и расколото бескомпромиссной конкуренцией за ресурсы, черкесам придется предложить миру нечто большее, чем воспоминания о своей блестящей панцирной коннице двухсотлетней давности. В противном случае придется исчезнуть: в конце-концов, если мир обходится сегодня без шумеров, минойцев или этрусков – обойдется и без черкесов. Ничто не вечно.

Но новости приходящие из Турции со всей очевидностью показывают, что время исчезать еще не пришло - народ, который похоронили уже в позапрошлом веке, а после шесть поколений подряд объявляли каждое из них «последним», до сих пор жив и никогда еще не был настолько многочисленнен, организован, единодушен и полон надежд. К Олимпиаде Сочи-14 анатолийские черкесы, т.е. подавляющее большинство народа, подойдут готовыми и сплоченными. Что это будет означать для всех прочих заинтересованных сторон покажут ближайшие три года.