18 апр. 2011 г.

Идеология Хабзэ и Адыгства

В последние годы можно наблюдать, как на интернет-форумах и других площадках все чаще звучит слово «хабзист», в которое каждый вкладывает свой смысл, как позитивный, так и негативный. Так или иначе, им
обозначаются те, кто своим духовным стержнем считает Хабзэ и отводит ему роль главного нравственного ориентира в жизни. Те, кто вкладывает в это слово положительный смысл, считают Хабзэ неким эталоном, совершенным морально-этическим и этикетным сводом, который невозможно и не нужно ничем заменять, если черкес (адыг) хочет оставаться черкесом. Другие вкладывают в это слово уничижительно-пренебрежительный смысл, обозначая им тех, кто из всего Хабзэ вынес танцевально-застольный этикет, причем в достаточно искаженном варианте и сводит к этому все признаки Адыгства.

Что такое Хабзэ? Самое распространенное толкование этого понятия - свод (кодекс) правил поведения, выработанный черкесским народом на протяжении сотен лет со всеми изменениями, которые вносила и вносит жизнь. По причине этих изменений скептики называют Хабзэ чем-то нестабильным и аморфным, не заслуживающим внимания. При этом цитируют слова, приписываемые Джабаги Казаноко: «Хабзэ - это то, что принято людьми». Сегодня, мол, принято одно, завтра другое, поэтому Хабзэ как ценностной константы, системы, концепции мировоззрения нет и не может быть.

Если понимать под Хабзэ ту часть, которая является сводом правил поведения, то, безусловно, так оно и есть. Но в этом и заключается его актуальность. Хабзэ как и сама жизнь, изменялся, изменяется и будет изменяться, потому-что Хабзэ - это не догма, а национальная философия, способ познания мира и гармоничного существования в нем человека.

Вместе с тем, Хабзэ имеет свою внутреннюю основу, которая не меняется ни при каких условиях, и именно она является стержнем этнопсихологии черкесского народа, основой его мировоззрения, шкалы ценностей, жизненной философии, основой основ. И этот стержень в неизменном виде существует веками и воспроизводит узнаваемую и отличаемую черкесскую мораль.

Человек, являющийся носителем Хабзэ, обладает Адыгъагъэ - Адыгством.

В чем содержание Адыгства, его суть?

Адыгагъэ держится на 3 китах. Первый - сострадание и милосердие (гущ1эгъу). Именно это чувство является основой Адыгства. Сострадание, при котором человек всегда ставит себя на место другого, пытается предугадать и предупредить его боль, его беду, а если она уже случилась, то максимально ее облегчить.

Второй кит - это ум, разумность и справедливость. Сильнейший может добиться подчинения силой, но никогда не добьется уважения, если он неадекватен и несправедлив.

Третий - честь и достоинство, мужество, терпение, сдержанность, скромность. Здесь комментарии не нужны. Найдите в семейных архивах фотографии своих прадедов, посмотрите в их глаза, на выражение их лиц.

Быть носителем таких качеств, ежедневно жить с ними и по ним - это испытание и труд, что дано не всем. Поэтому говорят: «Быть черкесом тяжело». Быть черкесом по рождению, по крови, по языку - проще простого. А быть черкесом (адыгом) - носителем Адыгагъэ, это уже другая тема.

Объективно оценивая сегодняшние реалии (диаспору не рассматриваю, ее жизнь глубоко не знаю), придется признать, насколько мы далеко ушли от Адыгства. Много ли в своем окружении мы сможем найти людей, в которых есть описанные выше качества? Есть ли в черкесских политиках, бизнесменах, общественных деятелях эти качества в таком количестве, чтобы сказать: «У них есть Адыгагъэ?». И вообще, много ли в нашей повседневной жизни этих качеств? Наполнена ли она ими? Думаем ли мы о них, делая свои дела? Сдерживаем ли мы себя чем-то в погоне за материальным благополучием? На все эти вопросы ответ один: «Нет», что и дает повод всяким недоброжелателям подтрунивать над самим словом «Хабзэ», намеренно подменяя понятия, навязывать обществу образ черкеса-хабзиста, танцующего на свадьбе с бутылкой водки в руке.

Могут сказать, что жить по нормам Адыгагъэ в современном обществе, которое живет по законам джунглей,- это ставить себя в заведомо проигрышные конкурентные условия, что с волками жить - по волчьи выть, что будь вокруг одни «хабзисты», не было бы проблем, но в окружении «нехабзистов» приходится принимать правила игры большинства, чтобы элементарно выжить. С одной стороны это так. Когда кругом все воруют, врут, обманывают, кидают и на том делают деньги, тяжело преуспеть, будучи честным и порядочным.

Но ведь можно самим не инициировать подобные вещи там, где это возможно, можно оставаться «хабзистом» с теми, кто ими остался, несмотря ни на что. Надо помнить о том, что Адыгство и каноны Хабзэ дарованы нам свыше, что придется отвечать перед Создателем за утерю Хабзэ, за утерю своего человеческого облика, за преклонение перед золотым тельцом.

Большая проблема черкесов в том, что с момента окончания Русско-Черкесской войны, оказавшись в роли национального меньшинства, не имея возможности жить в Адыгстве и по Адыгэ Хабзэ, черкесы растерялись и потеряли себя. У черкесов вместе с правами на родину отобрали возможность всегда и во всем следовать Хабзэ, низвели его до бытового уровня. Это сломало национальный дух, и черкесы начали превращаться в "адыгейцев", "щерджесов", "кабардинцев", "шапсугов", "советских" и прочих.

Адыгство кончилось тогда, когда пьяный отец семейства позволил себе предстать в таком виде перед своей семьей, перед детьми, перед стариками-родителями.

Адыгство кончилось тогда, когда мы перестали видеть во всех, кто нам не мать, не жена и не невеста, своих сестер.

Адыгство кончилось тогда, когда критерием успеха в жизни стало не уважение в обществе за реальные достижения, а деньги, неважно каким образом оказавшееся в кармане.

А ведь свято место пусто не бывает, и за временем разбрасывать камни обязательно приходит время их собирать.

Плохо, если вместо нас наши камни буду собирать те, для кого Адыгство является пустым звуком, а для иных заполнителей духовного вакуума и вовсе чем-то зловредным и недопустимым.

К счастью, сегодня выросло целое поколение, которое тянется и хочет вернуться в лоно Адыгства, но не знает, как это сделать. Первым, что интуитивно пришло на ум, явилась повсеместная организация национальных танцев. Красиво танцевать стало модным и престижным. Танцы стали больше чем танцами и превратились в мощный инструмент возрождения национального самосознания. Да, танцы - это хорошо, это отлично, это почти религиозно-мистическое действо, возвращающее в то самое лоно Адыгства, но этого мало.

Настала пора серьезно подумать о том, как нам жить по Хабзэ, как нам жить в Адыгстве в тех условиях, в которых мы оказались по факту.

Ведь Адыгство, как отмечено выше, это в том числе ум. Вот и следует воспользоваться им и крепко подумать. Лично для меня вопрос с идеологией, с ценностями и ориентирами решен. Единственная национальная идеология, черкесского народа, национальная идея, суперцель и супермотив - это Хабзэ, Адыгагъэ, жизнь в Адыгстве.

Наш многострадальный, разбросанный по всему миру народ мечтает рано или поздно собраться на Кавказе не для чего-нибудь, не ради каких-то абстрактных целей, а именно для того, чтоб сохранить свое Адыгство.

Что нам нужно делать, чтоб жить в Адыгстве и следуя Хабзэ, здесь и сейчас?

Академик Сахаров говорил: «В конечном итоге нравственный выбор оказывается самым прагматичным». Перефразируя слова великого гуманиста, можно сказать: «В конечном итоге возвращение к Хабзэ и в Адыгство окажется самым прагматичным и перспективным делом для черкесского народа».