На сайте http://religia.org.ru размещена статья «Ислам в Кабардино-Балкарии» (http://religia.org.ru/ms1.htm).
Об уровне этой статьи говорит хотя бы такая фраза: «XIX век вошел в историю народов Северного Кавказа под знаком Кавказской войны, в которой народы Кабарды и Балкарии участвовали на российской стороне».
Между тем именно Кабарда приняла на себя первый удар Российской империи, и ее завоевание, продолжавшееся с 1763 по 1826 годы привело к более чем десятикратному сокращению численности населения Кабарды, и потере значительной части ее территории. И автору статьи, претендующему на роль эксперта в таких непростых вопросах, следовало бы знать об этом.
Однако наше внимание привлекла та часть статьи, где описывается национальная религия черкесов (адыгов). Приведем ее содержание:
«Древнейшей формой религии у кабардинцев было язычество, с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием "священных мест", культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и домашнего очага.
Предки кабардинцев поклонялись многочисленным божествам, совершали в их честь различные обряды в святилищах. Как и у других народов, исповедовавших языческую религию, у кабардинцев можно выделить три основных слоя божеств: общенациональные, региональные и племенные, семейные.
Общенациональными божествами у адыгов были: великий бог Тхашхо (Тхьэшхуэ) - демиург, создатель Вселенной; бог неба Уашхо (Уащхъуэ); бог души Псатха (Псэтхьэ); бог плодородия Тхагаледж (Тхьэгъэлэдж); бог огня и патрон кузнецов Тлепш (Лъэпщ); бог леса и покровитель охотников Мазитха (Мэзытхьэ); покровитель наездников Зекотха (ЗэкIуэтхьэ); покровитель овец Амыш (Амыщ) и др.
Особое место в пантеоне адыгских божеств отводилось богу молнии и грома - Шибла (Щыблэ). Почитание этого бога и страх перед ним предки сегодняшних кабардинцев выразили в словах: "Если бог Шибла рассердится, то, вряд ли Тхашхо найдет себе место, куда бы укрыться"».
Как неоднократно указывалось, термин «язычество» не может объективно отразить суть какой-либо религии, и в современной науке не используется. Тем не менее автор статьи перечисляет признаки «язычества»: многобожие, почитание "священных мест", культ природных стихий, вера в загробную жизнь, культ предков и домашнего очага.
Хочется спросить автора этой статьи: для причисления какой-либо религии к «язычеству» необходимо наличие всех этих признаков в комплексе, или наличие только некоторых из них позволяет считать религию «языческой»?
Если для причисления религии к «язычеству» необходимо наличие всех этих элементов, то получается, что нельзя считать «языческой» религию, в которой присутствует многобожие, почитание священных мест, вера в загробную жизнь и культ предков, но нет культа природных стихий и домашнего очага.
Если же для признания религии «языческой» достаточно наличие только некоторых из этих признаков, то, по такой логике, следует ли причислить к «язычеству» и ислам, в котором существует почитание священных мест и вера в загробную жизнь. Вряд ли с таким подходом согласятся последователи ислама.
Как видно, попытка автора дать определение ненаучному термину «язычество», сразу же заводит в тупик.
Далее автор отмечает, что у «кабардинцев (далее по тексту – у адыгов) можно выделить три основных слоя божеств: общенациональные, региональные и племенные, семейные». Какие же божества, по мнению автора, являются у кабардинцев (а шире – у адыгов), племенными и семейными? Никаких божеств, кроме общенациональных, автор статьи не приводит.
Автор перечисляет общенациональные божества адыгов. Это, по мнению автора: Великий бог Тхашхо (Тхьэшхуэ) - демиург, создатель Вселенной; бог неба Уашхо (Уащхъуэ); бог души Псатха (Псэтхьэ); бог плодородия Тхагаледж (Тхьэгъэлэдж); бог огня и патрон кузнецов Тлепш (Лъэпщ); бог леса и покровитель охотников Мазитха (Мэзытхьэ); покровитель наездников Зекотха (ЗэкIуэтхьэ); покровитель овец Амыш (Амыщ) и др.
Однако даже А. Шортанов, автор книги «Адыгская мифология», чьи работы явились базисными для обоснования адыгского «язычества», признавал, что истинными, космогоническими богами черкесов являются только четыре: Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Уашхо (Уащхъуэ) и Шиблэ (Щыблэ).
Остальные – это хтонические божества, более точно – культурные герои, которые, по определению самого Шортанова, - люди. Однако автор статьи обходит этот момент следующим приемом: не делая различия между космогоническими богами и мифологическими культурными героями, от «бога плодородия» он переходит уже к «богу огня и патрону кузнецов», затем к «богу леса и покровителю охотников», затем остается уже просто «покровитель овец» и т.д.
К примеру, Мэзытхьэ является результатом эволюции первоначально женского мифологического персонажа Мэз-гуащэ, и, конечно, никаким богом не является. Равно как и ЗекIуэтхьэ – заимствованный из христианства Святой Георгий, покровитель путников.
К слову сказать, А. Шортанов и не ставил задачу описания национальной религии черкесов, ограничившись не до конца объективным структурированием черкесской (адыгской) мифологии, которая преподносится сегодня как религия черкесов дохристианского периода. Культурные герои, большинство из которых – это персонажи эпоса «Нарты», не являются «божествами», и в эпосе описана даже смерть некоторых из них.
Да и не может один и тот же народ одинаково считать богами и антропоморфные (человекоподобные) существа и богов, не имеющих образа. Если народ верит в антропоморфные существа как в богов, то богов, не имеющих образа, быть не может. Аналогично, если в религии считается, что боги не имеют никакого образа, то антропоморфные существа не могут тоже являться богами. Понимая этот момент, Шортанов отметил, что хтонические божества – это люди (Шортанов А., «Адыгская мифология», Н. 1982 г. С.15).
Рассмотрим теперь «космогонические божества»: Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Шибле (Щыблэ) и Уашхо (Уащхъуэ).
Единственным богом у черкесов (адыгов) является Тхашхо (Тхьэшхуэ).
Кем (чем) же являются Псатха, Шибле и Уашхо?
Псатха (Псатхьэ) - «Святой дух», наследие христианства у черкесов, и поэтому не имеет отношения к национальной религии. Соответственно, его нельзя считать национальным черкесским богом.
Уашхо (Уащхъуэ) – небо, небесный свод, а не отдельное божество. Если считать его богом, то на том же основании можно из русского «О, небеса!» сделать вывод о наличии богов по имени «Небеса», а у англичан, к примеру, «heaven» по такой логике тоже придется считать английским богом. Буквальный перевод слово Уашхо означает Синее Небо. Клятва "Уашхъуэ" есть клятва небом, а не персонифицированным богом.
Шибле (Щыблэ) – молния (букв.), но никак не «бог молнии». В частности, Ф. де Монпере отмечал, что у черкесов нет бога-громовержца. Обряды, сопровождавшие погребение убитого молнией, как и фраза «если Шибле разойдется, то и Тхашхо не найдет куда укрыться» (Щыблэр бырсырмэ, Тхьэшхуэми зыздихьыжынур ищIэркъым) свидетельствуют не о силе «бога» Шибле, а о силе стихии молнии, и страх человека перед этим природным явлением. (В черкесском оригинале текста говорится не о «боге Шибле», как вслед за Шортановым повторил автор рассматриваемой статьи, а о «Шибле» - молнии!).
На этих примерах мы видим, как создавались мифы о черкесском «многобожии», когда материал без должного изучения и анализа подгонялся в заранее заготовленный шаблон, который впоследствии принимался за «доказательство». Некоторые доходили до того, что называли «Тха» и «Тхашхо» (букв. Великий Тха) двумя разными богами. Следуя такой логике можно, к примеру, объявить в исламе двумя разными богами «Аллаха» и «Аллаха-Акбара» (букв. Великого Аллаха). Абсурдность такого подхода очевидна.
Что касается упоминаний автора о «священных местах», то здесь уместно заметить, что для проведения обрядов ТхьэлъэIу в религии черкесов действительно нельзя пользоваться рукотворными сооружениями.
Использование рукотворных, созданных человеком сооружений для ритуальных, коллективных обращений к Богу, содержит элементы фетишизма (почитания предметов), и потому недопустимо. Исходя из этого, для проведения ТхьэлъэIу следует выбирать места, созданные самой природой, не измененные руками человека.
Однако сами по себе эти места не являются «священными». Священной является только произнесенная там молитва, обращенная к Тхьэ. Именно в этом состоит смысл коллективной обрядовой молитвы в «священных рощах», а не в том, чтобы поклоняться этим местам.
Самые большие заблуждения человека – это придание предметам священных свойств и почитание их; отрицание Единства Тхьэшхуэ; отрицание Единства Его Мира.
Тхьэ – Один. Тхьэ – Един. Как Един весь Его Мир.
Черкесия
Черкесская идеология (смотреть весь раздел)
Мир по Хабзэ
Что означает слово Хабзэ
Что такое Хабзэ
Происхождение и развитие Вселенной по черкесским космогоническим текстам
Хабзэ. Скромность.
Черкесская история (смотреть весь раздел)
Гуманность права в Черкесии
Вассалитет в Черкесии
Русско-Черкесская война 1763-1864 гг. и ее последствия
Топонимика черноморского побережья Черкесии
Политика (смотреть весь раздел)
Черкесская хроника: оптимистическая трагедия
Резолюция 10-й Конференции Генеральной Ассамблеи ОНН, по Черкесии
Резолюция Тбилисской Конференции по черкесскому вопросу. Март 2010
Что такое черкесский национализм?
Заключение Института этнологии и антропологии РАН: это единый черкесский народ