Утверждаю:
Заместитель директора
доктор исторических наук
В.Ю. Зорин
25 мая 2010
Этноним Черкес и топоним Черкесия как обозначения народа и его страны на Северо-Кавказе появляются в армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и др. исторических источниках с ХШ в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру – керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др. Этноним Черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках ХV-ХIХв.в.
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели, видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования - натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX-XX в.в.. связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскою империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного - черкесского (адыгского) народа.
Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр.Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б,ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы.
Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировала перепись 2002г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяет черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа.
Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН,
чл.-корр.РАН, доктор исторических наук
Профессор С.А. Арутюнов
Черкесия
Черкесская идеология (смотреть весь раздел)
Мир по Хабзэ
Что означает слово Хабзэ
Что такое Хабзэ
Происхождение и развитие Вселенной по черкесским космогоническим текстам
Хабзэ. Скромность.
Черкесская история (смотреть весь раздел)
Гуманность права в Черкесии
Вассалитет в Черкесии
Русско-Черкесская война 1763-1864 гг. и ее последствия
Топонимика черноморского побережья Черкесии
Политика (смотреть весь раздел)
Черкесская хроника: оптимистическая трагедия
Резолюция 10-й Конференции Генеральной Ассамблеи ОНН, по Черкесии
Резолюция Тбилисской Конференции по черкесскому вопросу. Март 2010
Что такое черкесский национализм?
Заключение Института этнологии и антропологии РАН: это единый черкесский народ