18 апр. 2011 г.

Хабзэ. Уважение и вежливость.

Хабзэ требует уважения и вежливости к любому человеку, в том числе и незнакомому. Вместе с тем, Хабзэ основано на чувстве собственного достоинства человека, и поэтому не допускает сервилизма.

Это отметил и Д. А. Лонгворт: "Однако эта смиренность, как я вскоре обнаружил, сочеталась в них с полнейшей независимостью характера и основывалась, как и у всех наций, склонных к церемонностям, на уважении к самому себе, когда другим тщательно отмеривается та степень уважения, которую требуют и для себя".

Хабзэ требует уважения личности другого человека, что являлось одной из причин демократического устройства Черкесии. Ф. Ф. Торнау по этому поводу писал: "По черкесским понятиям... мужчина должен обдумывать и обсуживать каждое предприятие зрелым образом, и если есть у него товарищи, то подчинять их своему мнению не силою, а словом и убеждением, так как каждый имеет свою свободную волю".

Несмотря на существование развитой сословной иерар¬хии в Черкесии, чинопочитание в высшей степени претило свободному духу черкесов. А. Кешев отмечал в связи с этим: "Достоинство и хорошее происхождение везде в почете - против того и спора нет, но ни в коем случае не должно им поклоняться, сносить от них всякие обиды. Тому нет места между адыгами, кто захочет стать выше всех, кто пожелает поставить волю свою законом для других. Такого человека всякий заметит, всякий будет стремиться как бы подрезать ему крылья. И будь он силой равен хоть грому, имей на плечах своих сто голов, рано или поздно, а сломит себе шею".

Уважение, независимо от разницы в социальном положении, должно быть взаимным. Так, например, уорки-пшикеу, будучи телохранителями и оруженосцами князя, прислуживали ему в домашнем быту. При этом, по словам Н. Дубровина, "с обеих сторон соблюдались утонченная вежливость и взаимное уважение".

Даже князья, стоявшие во главе феодальной иерархии, не могли требовать от своих подвластных чрезмерных проявлений знаков внимания. В истории Черкесии были случаи, когда чрезмерная гор-дость и тщеславие отдельных князей восстанавливала против них не только других князей, но и весь народ. Обычно это приводило к изгнанию, уничтожению или же лишению княжеского достоинства подобных людей.

Так произошло, например, с кабардинскими князьями Тохтамыш. В соответствии с этикетом, если по дороге ехал князь или старший по возрасту человек, то встретившийся с ним должен был разворачиваться и сопровождать его до тех пор, пока тот его не отпустит (по отношению к князьям это правило соблюдалось независимо от их возраста). Князья Тохтамыш дошли до того, что не отпускали, и, тем самым, вынуждали поворачивать и следовать за ними по нескольку верст тяжело груженные арбы крестьян. На общенародном собрании их лишили княжеского звания и перевели в сословие уорков первой степени (дыжьыныгъуэ).

К понятию вежливости относится и запрет ругани и брани. Это правило нашло отражение в пословице: "Хьэ джафэ банэркъым, уэркъ хъуанэркъым" (Гончая не лает, уорк не ругается). С. Броневский сообщает: "Черкесы грубых и ругательных слов не терпят… Кабардинцы всегда наблюдают в обращении между собою вежливость... - и сколь ни пылки в страстях своих, стараются умерять оныя в разговоре...".

Не только ругань является недопустимой. Непозволительны и разговоры на повышенных тонах. "Черкесский дворянин бравировал своей вежливостью,- писал Н. Дубровин,- и стоило только разгорячившегося уорка, забывшего приличие и вежливость, спросить: ты дворянин или холоп? - чтобы, напомнив его происхождение, заставить его переменить тон из грубого в более мягкий и деликатный".

Неприличным считается и болтливость. Особенно она недопустима для князей. Поэтому при приеме гостей "...всегда один из дворян должен был занимать гостей разговором, потому что самому князю декорум не позволял, чтобы он много говорил".

Хабзэ требует соблюдения вежливости и уважения и по отношению к противникам. Понятие уоркской вражды (уэркъ зэбиикIэ) предполагает взаимную вежливость противников с соблюдением всех этикетных норм. Хан-Гирей отмечал в связи с этим: "все эти обряды вежливости соблюдаются и тогда, когда князья и уорки друг друга ненавидят. Даже и тогда, когда они бывают явные враги, но если им случится встретиться в таком месте, где законы благопристойности удерживают их оружие в бездействии – например, в доме князя или дворянина, в присутствии женщин, на съездах дворянства и тому подобных случаях, где приличия воспрещают обнажить оружие – враги остаются в границах вежливости, и даже оказывают нередко друг другу разные услужливости, что называется дворянская (то есть благородная) вражда. Но затем эти враги являются самыми свирепыми кровопийцами там, где они могут свободно обнажать свое оружие, и тем более вежливость их делает им честь, и народ питает к ним большое за то уважение".